Мэри Шелли, Перси Шелли

2 0 4 8

ДЕТАЛЬ Б
(ПОДКЛАДКА)





КОРЕНЬ ПАПОРОТНИКА
(НАЧАЛО)




Пузырьки, пузырьки, пузырьки.

Тысячи пузырьков лунного света.

Из-под пальцев, из одежды, изо рта.

Так и кружиться бы в этом водовороте из маленьких лун.

Но они улетают вверх, рой за роем...


После погружения Сол будто оцепенел. Удар об воду, холодная вспышка света внутри - и вдруг все замерло. Он разглядывал всплывающие пузырьки и почему-то был уверен, что сейчас его вместе с ними выбросит обратно. Туда, где он только что парил над водой, медленно приближаясь к девушке, которая взлетела к нему навстречу с другого берега реки. Она была так близко, он уже различал обрывки водорослей, облепившие ее стройное белое тело подобно разорванному бикини.

Но пузырьки улетели, а он так и остался в черной воде. Что там говорят на водных аттракционах? "Не бойтесь, вас сразу выбросит наверх". Так обычно и происходит: задержишь дыхание, чуть-чуть подождешь...

Сейчас этот трюк не пройдет, с ужасом осознал Сол. На нем не было ни искина, ни спасательного жилета. И он не умел плавать. А черная тьма продолжала держать за горло.

Он начал задыхаться, и лишь тогда конечности заработали.

Беспорядочно колотя руками и ногами по воде, Сол выскочил на поверхность. Луна ярко вспыхнула - и тут же расплылась: вода опять потянула тело вниз, в темноту. Он забился сильнее, снова всплыл. Что-то попалось под руку - веревка? корень? Он ухватился второй рукой. Кажется, лиана.

Движение воды теперь ощущалось сильнее: его несло по течению. Но это уже не так страшно - благодаря лиане он держался на поверхности. Он бросил взгляд на берег, прикидывая, откуда растет лиана. Похоже, вон от того дерева на мысе. Сейчас он подтянется...

Его пронесло мимо мыса в одно мгновенье, а скорость все нарастала и нарастала. Это не течение! Сама лиана тащила его за собой гораздо быстрее, чем река. Отпустить ее? Но он по-прежнему находился в реке - и по-прежнему не умел плавать.

Когда он понял, что его вынесло в океан, отцепляться было уже поздно. Вокруг была лишь темная, страшная вода с лунными бликами на волнах. Соленые брызги били в глаза и в нос. А в голове осталась единственная мысль - не отпускать, ни в коем случае не отпускать спасительную ветку, которая все еще помогает держать голову над водой...

Время свихнулось вместе с пространством, превратилось в бурлящую воду и понеслось так, что невозможно было понять, как давно продолжается это невероятное плавание. Солу казалось, что лиана тащит его за собой целую вечность - или может быть, всего несколько минут.

К тому моменту, как впереди показалось темное пятно какого-то острова, он уже почти потерял сознание от ударов об волны. Столкновение с берегом окончательно погрузило его в небытие.


# # # #


Звук шел откуда-то сверху, словно Сол лежал в яме, а говорящие склонились над ним.

- Ну пожалуйста, хоть немного! - умолял молодой женской голос.

- Нет и еще раз нет, - отвечал голос женщины постарше. - Я тебе уже говорила, Экки: с этим ничего не выйдет. На такого даже грибов жалко, не то что папоротникового корня.

- Но он мне так нравится! Может, все-таки оставим?

- Оставь, если хочешь. Но я тебе не помощница. Корень папоротника - запрещенный субстрат, и мне не хочется рисковать из-за такого гнилого случая. Если сам доберется - пожалуйста...

Голоса удалялись. Сол открыл глаза, но увидел лишь пятна света, пробивающегося через какие-то желтые покровы с коричневыми прожилками. "Похоже на листья, - подумал Сол. - Я утонул, но меня откачали... а теперь проводят курс реабилитации с помощью экологически-чистых средств народной медицины. Говорят, эти спасатели вечно норовят применить самые дорогущие лекарства, пока человек без сознания и без искина. Надо поскорее дать им знать, что со мной все в порядке. А то выкатят потом счет, никакой страховки не хватит..."

Однако голосов больше не было слышно. Он попробовал пошевелиться. Руки и ноги как будто на месте, но их что-то держит. И еще этот запах гнили...

Несколько минут, проведенных в безуспешной возне, привели к неутешительному выводу. Он был закопан в землю и к тому же крепко опутан какими-то трубчатыми корешками. Голова находилась у самой поверхности, но и она была засыпана чем-то вроде гнилых листьев, сквозь которые едва пробивался солнечный свет. И никто, похоже, не собирался его выкапывать.

Что же случилось? Сол стал вспоминать события последней ночи. Вот он висит над водой, а навстречу ему медленно летит эта удивительная девушка с распущенными волосами. Совершенно голая, если не считать двух косых полосок налипших водорослей. С ее пальцев капает лунный свет, он играет на бедрах, плечах, на груди, словно все ее тело отлито из этого бледного света...

Она была уже совсем рядом, они висели в воздухе на расстоянии вытянутой руки. Но что-то пошло не так. Какая-то дурацкая мысль пришла ему в голову и все испортила - потому что сразу же после этой мысли он рухнул в воду, стал тонуть, зацепился за лиану и оказался здесь, опутанный и зарытый в землю.

Но как он вообще попал ночью на берег? Сол хорошо помнил, как расстался с Кэт, как выбежал из ресторана и попал в лапы грабителя, как тот потребовал отдать макинтош... Затем - вспышка, и никаких воспоминаний до того самого момента, как он взлетел над водой.

Но разве люди летают?

"Да-да, бывают такие аттракционы, - сказал себе Сол. - Кобаяси недавно расхваливал новый Магленд в Токио-5. Мощные сверхпроводниковые магниты и все такое. И про похожий экстремальный спорт, скоростные заплывы по тоннелям старой канализации, он тоже рассказывал..."

Но в пользу другой, менее приятной догадки, аргументов было гораздо больше. И провал в памяти, и летающая голышом красотка. И самое главное - отсутствие искина. Сол прекрасно знал этот мир, в котором люди всегда оказываются без искинов. Психологическая разгрузка, как говорит Рамакришна.

Это дремль. Тот самый дремль без дремодема, секрет которого он так и не разгадал вчера.

Если бы хоть вспомнить, что он видел той ночью, когда это случилось впервые... Увы, память и тут отказывалась помогать. От видения осталось лишь чувство чего-то яркого, необычного. Ну да, так они и работают, эти амнестические агенты. Кто захочет второй раз загружать дремль, если будет при этом помнить все, что было прошлый раз? Естественно, при каждой новом просмотре память о предыдущем блокируется.

Что ж, сначала так сначала. Уж кто-кто, а ведущий сценарист...

Солу вдруг стало страшно. Само собой, он знаток дремлей. Но он никогда не работал с ТАКИМ продуктом! Обычный дремль можно и не проходить до конца. Просто даешь дремодему команду выхода, или дремлешь по таймеру. Но если дремль неизвестно как включается без дремодема - то и выключается он неизвестно как!

Левой рукой, прижатой к телу, Сол дважды ущипнул себя за бедро. Ничего не произошло. Он мысленно вызвал образ окна и звон будильника. Безрезультатно. Он перепробовал еще десяток команд для завершения дремля. А затем - все пассы лучших гонконгских дремоломок, включая "выход тремя пальцами ноги".

Дремль не отпускал. В голове пронесся заголовок виденной когда-то новости: "Известный дремастер захлебнулся слюнями. Супруга винит разработчиков дремодема". А тут и винить непонятно кого...

Значит, придется пройти этот дремль самостоятельно и до конца. Сол вернулся в мыслях к началу своего приключения и принялся анализировать увиденное.

Девушка над водой. Манящая, но недостижимая.

Типичная эротическая прелюдия-дразнилка. С легкой руки Стива, беглого дремастера из Старых Штатов, такие завлекалочки назывались в их студии "порнитами". Вообще-то сам Стив обозначал этим термином нечто иное - скрытую субличность, которая якобы есть только у настоящих дремастеров-мультиперсоналов. В каком-то смысле это было правдой: умение вовремя задействовать "порнита" возволяло оживить даже самый занудный товар, вроде семейных дремопер о похождениях Арни Шварценафрика, друга всех детей и домохозяек. Однако в студии термин закрепился лишь как название приема. В целом же теория Стива оставалась предметом насмешек, особенно среди сценаристов-моников. Даже добродушный старик Ли как-то раз за обедом прервал очередную тираду Стива едким, но метким замечанием, сводившимся к тому, что кайфоломные "порниты" являются наследием американской цензуры, а как художественный прием они стоят в одном ряду с недобросовестной рекламой.

Так или иначе, "порнит" в начале дремля - дешевый и ни к чему не обязывающий трюк. Зато лиана, за которую Сол ухватился в воде, - другое дело. Это явный ключ. Стало быть, и в нынешней сцене должны быть какие-то ключи. Не исключено, что это "грибы" и "корень папоротника", упомянутые в разговоре женщин.

Вот только как до всего этого добраться, если ты связан по рукам и ногам, да еще и закопан в землю? Тут неизвестный дремастер явно лажанулся. Обычная халтура - пользователь в дремле не видит даже собственные руки!

Хотя, если это сделано нарочно... В памяти всплыл вчерашний эпизод с Мэнсоном, атаковавшим Сола на сборище столовертов. Эротическая проекция девицы-покойницы, невозможность сопротивляться... Типичная завязка для черной порнухи. Да-да, знаменитая мэнсоновская "Фабрика спермококтейлей" именно так и начинается: связанный герой в руках тайного общества женщин-садисток. Сейчас они вернутся и и примутся его обрабатывать - сначала сапогами на высоких шпильках, потом гигантскими грибами, потом корнем папоротника... А то и "урановый дождь" устроят, как в "Моржовой Рукавице" того же Мэнсона.

До сих пор Сол ни разу не жалел о дремлях, которые лепил в Гонконге. А позже, когда релакторы из "Дремлин Студиос" сглаживали наиболее острые моменты в его сценариях, он даже слегка ностальгировал по тем буйным кровавым поделкам молодости. Но сейчас ему стало явно не по себе от умения отличать настоящее порно от разведенного. Память услужливо подбрасывала все новые и новые образы, среди которых изнасилование с помощью кухонного комбайна и гигантского кальмара было одним из самых простых.

Прошло, наверное, не менее трех часов, прежде чем его эротические фантазии полностью истощились. Нет, таких долгих пауз в порнодремле быть не может. Между тем он по-прежнему лежал в земле, и с ним ничего не происходило. Разве что желтые пятна перед глазами стали коричневыми, а потом черными: наступила ночь.

С приходом темноты страхи Сола сменились вялой депрессией. А она, в свою очередь, напомнила еще один тип дремлей. Пожалуй, только в них бывают такие паузы. И это будет пострашней, чем садо-мазо от "Мэнсон Сисоу".

Русские дремли, длинные и скучные, как ночь на Луне, никогда не нравились Солу. Он даже не задумывался, на чем держится их популярность - до тех пор, пока Маки случайно не помог ему осознать это. Во время своих самообразовательных путешествий по Сети любознательный искин раскопал выступление какого-то русского дремастера и попросил Сола объяснить одно явное несоответствие. Русский утверждал, что "Дремль - это источник знаний", а чуть позже говорил, что "Святороссия - самая дремлющая страна". Из этой пары постулатов Маки вывел, что жители Святороссии должны быть самыми знающими людьми. Но это никак не сходилось с мировой статистикой.

Для начала Сол попытался отвязаться от Маки, сказав, что лично он, Сол, создает дремли не для передачи знаний, а исключительно для удовольствия - как собственного, так и покупателей. Маки потребовал уточнить про "удовольствие". Сол определил это как получение интересных ощущений. "Это и есть знания", парировал Маки.

Пришлось подыскивать другие термины. Из всего того, что наговорил Сол, дотошный макинтош вывел неожиданно простую аналогию: дремли как носители информации, на которых могут содержаться либо полезные программы, либо вирусы.

Приняв такую модель, они с Солом быстро выяснили вирусную природу русских дремлей. Их классическая завязка в целом походила на трюки "черных" порнушников, разве что насилию подвергалось не тело, а психика. Русский дремль обычно начинался со сцен детства, в которых родители били героя тяжелыми вещами по голове, отчего в голове вместо мозгов оставалось два больших гвоздя: вина и обида. Дальнейший "сюсюжет" представлял собой качели на этих двух гвоздях. Качели, которые укачивали пользователя до такой степени, что тот больше не видел вокруг ничего, кроме неразрешимого противоречия между "слезой невинного ребенка" и "справедливой рукой отца". С точки зрения Маки, это был типичный вирус, основанный на вызове невыполнимой команды типа деления на ноль. Психическое зацикливание, в результате которого клиенты, подсевшие на такие дремли, покупают их снова и снова.

После этой дискуссии Сол стал приглядываться к другим сценариям, отыскивая в них вирусные элементы. Было приятно обнаружить, что в "Дремлин Студиос" такую продукцию не поощряют. Рамакришна тоже не любил "сюсюжеты", хотя и на свой манер. Как мультиперсонал, подвергавшийся гонениям в родной Индии, генеральный считал оскорблением любую игру на чувствах "противоречивых личностей", в которых он видел товарищей по несчастью. Собственные сценарии Рамы были наполнены идеями гармоничного сосуществования разнообразных героев. Именно за это Раму ценили женщины из совета директоров, помешанные на коммуникативной психологии. Что до Сола, то ему новые дремли Рамакришны, с их экстатичной дружбой между твердолобыми финнами и хитрожопыми корейцами, казались чересчур фантастическими.

Но сейчас вокруг пахло не финнами и даже не корейцами, а совсем безличной гнилью. Атмосфера продолжала навевать образы из длинных русских дремлей - исповедальные камеры в подвалах церквей, мавзолеи с хрустальными гробами и мрачными гномихами-охранницами, унылая жизнь в трубах бывших газопроводов, истеричные красотки с непонятными, но очень большими запросами, постоянная нехватка жевательной смолы и патронов...

Должен ли он осознать вину и раскаяться, как любят делать герои русских? Сол ничего такого не ощущал. Он никогда не убивал старушек и не бросал склонных к суициду любовниц. Он даже не развращал малолеток, хотя это считалось обязательным для сценариста такого уровня. Но Сол никогда не гнался за модой. Он вел спокойную, в общем-то даже скучную жизнь.

Правда, многие тихие люди тоже практикуют извращения, которых можно было бы стыдиться. Сол еще немного покопался в своих привычках. Вроде бы ничего такого. Разве что страсть к разглядыванию чужих подмышек, которая владела им в молодости...

О да, некоторые подмышки заводили его не на шутку! Особенно если какая-нибудь утонченная трансактриса, изящно взмахнув рукой во время мок-апа, вдруг обнажала сей удивительный закуток своего тела, и он оказывался слегка небритым, как вывернутый наизнанку подбородок юноши...

Но за годы работы Сол перевидал такое количество трансактрис в таких диких позах, что даже самый заядлый вуайерист на его месте давно удрал бы в монахи-отшельники на первом попавшемся глубоководном велосипеде. А даже если бы это увлечение и не прошло - что может быть невиннее, чем разглядывать чужие подмышки?

Конечно, яркие истории с извращенными страстями случались в его фантазиях, которые затем воплощались в дремлях. Но что такое дремль? Иллюзия, не выходящая за пределы головы, которая лежит на подушке дремодема. Считается, что они даже снижают уровень насилия и прочих гадостей в реальной жизни.

В его жизни - так уж точно. Когда он последний раз делал что-то плохое другим людям? Ну да, вчера оставил Кэт одну в ресторане. Но разве его вина, что она вечно лезет со своим доктором-нюхачом? К тому же вскоре они помирятся. Эти мелкие сцены - просто игра. Надо ведь о чем-то разговаривать во время обедов и прочих светских мероприятий...

Нет, автор этого дремля - явный халтурщик. Должны же быть какие-то стимулы, какое-то действие. Как они там говорят? "Если в первом акте повесили, то в последнем должны расстрелять". Всплывшая в памяти цитата лишний раз подтвердила сходство русских душевных метаний и жестокой азиатской порнухи, но никак не прояснила сложившуюся ситуацию.

Или он должен действовать сам?

Сол снова начал дергаться. Это привело к тому, что трубчатые корни опутали его еще сильнее. Их даже как будто стало больше, и теперь путы напоминали крепкий волокнистый комбинезон, какие носят "ультразеленые".

Кстати, кстати... Иногда авторство - или хотя бы студию - можно узнать по скрытой рекламе. В тех же русских дремлях отцы церкви и их подневольные космонавты постоянно курят дешевый американский табак. А сколько было американских дремлей с хрупкими принцессами, продвигающими курсы кунг-фу в стиле "психопатка с самокатом"! Сол припомнил одну японскую студию, которая даже выпустила словарь-сайдзики для толкования слишком тонкой рекламы. Увидеть в дремле лестницу - к покупке дома, увидеть богомола - к новому сервису гумподдержки...

Увы, и эта зацепка не помогла. Конечно, в образе лунной девицы можно усмотреть намек на французские фотонные шампуни. А плавание на лиане смахивает на какой-то гавайский спорт. Да и запах гниения, идущий сейчас со всех сторон, вполне может быть новым фумом из той самой линии "свежесть эпохи Мейдзи", которую так любит Кобаяси. Но все это слишком расплывчато - так и собственные пальцы недолго принять за рекламу лечебной конопли...

Сол еще немного повозился, но усталое тело отказывалось бороться. Мысли тоже стали вялыми, они рвались и путались, как будто окружающая темнота наконец нашла дыру в усталых мозгах и стала понемногу заливать сознание. В сумерках перед внутренним взором плыли бесконечные стеллажи, уставленные дремочипами. Время от времени какая-нибудь новая идея словно бы включала свет в этом огромном магазине, но ненадолго - теперь идеи были совсем уж отвлеченными.

Чуть дольше других затянулось лишь размышление о названиях. В молодости Сол любил определять характер новых знакомых по списку названий в их личных дремль-коллекциях. Да что там характер! Даже содержание неизвестного дремля зачастую можно узнать по названию, как экскременты по запаху. Если это одно существительное, к которому добавлены цифры или банальный эпитет типа "магический", можно вообще не смотреть. Зато когда дремль назван именем человека - это скорее всего интересная штучка.... исключая, конечно, имена знаменитостей-современников.

Труднее угадывать, если в название взяли профессию или хобби, вроде "Карвара" или "Тайконавтки". Сол перебрал в памяти три десятка подобных дремлей и пришел к заключению, что среди них не бывает средних - либо высший класс, либо полный отстой. Аналогичный расклад с названиями, где два слова через союз "и". Чаще всего - исторический боевичок неплохого качества, вроде старой русской стрелялки "Лень и Сталь". Но похожий шаблон используют и для слезоточивых фэнтези, так что без аннотации в этом случае не обойдешься. То же самое с названиями-аббревиатурами - хотя здесь явно преобладают псевдонаучные детективы с претензией на крутую конспирологию.

А вычислить автора по названию дремля? Нет, скорее нельзя. Другое дело, что по длине названий можно сразу узнать период его карьеры. Длинные, в три-четыре слова - первый опыт, фонтан ярких, но нестройных находок. Позже, когда "молодой, но уже талантливый" - пара слов, с эдакой искоркой загадочности между ними. "Стеклянные облака", "Одиночество феи"... Большинство сценаристов на этой ступени и залипают: самый массовый, самый прибыльный продукт. Но уж если автор дошел до того, чтоб назвать свой дремль одним словом, да еще таким, в котором простота греческого корня сочетается с многозначительностью научного термина - это, считай, уровень мастера...

Бесполезно. Дремль, в котором оказался Сол, мог называться как угодно. Никто не показал ему надпись на дремочипе. Дремочипа вообще не было.

Темнота опять заволакивала сознание, и он больше не мог противиться ее объятиями. Пугающая мысль о том, что он так и уснет в земляной могиле, принесла последнюю вспышку бодрости. Но затем ему подумалось, что дремль, возможно, выключится из-за утомления мозга. Обычно дремодемы отслеживают такие состояния, поэтому будет даже лучше, если он...


# # # #


Его разбудил дождь.

Над головой шуршало, вода текла по лицу, перед глазами переливались желтые пятна рассеянного света. О неприятных свойствах санитарных дождей он вспомнил слишком поздно - вода уже попала в открытые глаза. Но никакого жжения не чувствовалось. Дождь был самый обычный и даже приятный, как когда-то давно, в детстве...

Странный дремль так и не закончился. Сол по-прежнему лежал в земле, опутанный трубчатыми корнями. И все же что-то произошло.

Сначала ему показалось, что это из-за дождя - приятная прохлада воды словно смыла все вчерашние настроения. Однако он быстро понял, что все иначе. Дождь просто сделал заметным то, что само уже поднималось откуда-то изнутри, раздвигая шелуху чужих моделей поведения, которые он считал своими.

Ему уже много лет не удавалось вот так замечательно уединиться. И не мудрено. Его молодость пришлась как раз на то время, когда все прогрессивные силы пост-индустриального мира объединились для священной травли прекрасного призрака, имя которому - одиночество.

Лежа в мокрой земле, Сол впервые увидел все это как бы со стороны. Даже на новых континентах с их технодеревенским укладом жизни можно было рассчитывать лишь на так называемую "приватность" - пасторальную иллюзию уединения в мире, где каждый говорящий унитаз втайне работает убийцей одиночества. Да, ты можешь выключить коммут, снять искин-макинтош, разбить дремодем - но все равно будешь в курсе всех общественных истерик. Потому что вокруг еще останутся проклятые людишки, вбившие себе в башку, что главное в жизни - быть информированным и информировать окружающих.

В этой липкой сети информационных экскрементов Сол и сам привык жить с оглядкой на окружающих. Все свои мысли, все впечатления пропускать через фильтр общественной значимости - стоит ли это задиктовать в дневник? как это можно использовать в новом дремле? И еще один фильтр - для приема ответных реакций: как там растекся мой новый шедевр? что срыгнули злобные критики? чем бы сплюнуть в ответ?

Но давнее стремление к одиночеству все равно умудрялось прорваться то здесь, то там. Всякий раз после очередной болезни или ухода с очередной работы он задумывался - не его ли собственное подсознание подстроило этот сбой ради приятного чувства отрыва от коллектива? Пожалуй, что так. В отличие от многих коллег, Сол никогда не болел в зарубежных поездках - наоборот, чуждая среда и роль никому не знакомого иностранца приводили организм в состояние какой-то особой, приятной бодрости. Зато однообразная жизнь в привычном окружении ослабляла его, принося очередные простуды и невралгии.

А его суеверная скрытность при работе над сценариями? Откуда бы ни взялся этот принцип, он работал: лучшие дремли создавались в изоляции.

И даже те сомнения, что охватили его вчера при виде девушки из лунного света, летящей навстречу... Теперь-то Сол понимал, что свалился в воду не от испуга. Ему было интересно наблюдать девушку со стороны, но быстрого и прямого контакта не хотелось. Все то же стремление изолироваться, вот что это было.

Получалось, что странный дремль всего лишь исполнил его желание. Он уже второй день ни с кем не общается. И это прекрасно. Похоже на день рожденья, который наконец-то удалось отметить в одиночестве - Сол пытался сделать это уже давно, но всякий раз кто-нибудь умудрялся добраться до него с дурацкими поздравлениями, отчего день рожденья сразу делался самым грустным днем в году.

Сол глубоко вдохнул сырой воздух. Удивительно, но он не испытывал ни холода, ни голода. Его трубчатые путы, разбухшие после дождя, обволакивали тело мягким одеялом, уже казавшимся частью его самого. Он сделал еще несколько медленных вдохов и совершенно расслабился.

Голова лопнула.

Из трещины появился росток, свернутый в тугую петлю.

Росток поднялся над землей и развернул первый лист.


# # # #


К новому зрению он привык быстро. Изображение накатывало волнами со всех сторон, словно на каждом листе была тысяча глаз. Вскоре Сол догадался, что колебания видимости соответствуют колебаниям температуры, и перестал воспринимать их как собственный дефект. В конце концов из этих наплывающих просветлений сложилась более-менее понятная картина окружающего мира.

Видел он лишь в радиусе пяти метров, а в настройке палитры неизвестный дремастер явно переборщил с красной частью спектра. Но в целом видимый мир был понятен: земля, широкие стволы двух больших деревьев, несколько мелких растений с острыми листьями. И три собственных листа, как три ладони.

Зато со слухом творилось что-то ужасное. Писк и свист, какие-то охи и ахи летали вокруг, зависали то с одной стороны, то с другой... Источники звуков при этом оставались невидимы - зрение говорило, что вокруг по-прежнему нет ничего, кроме пары сосен и нескольких кочек с травой.

"Ну и якорь! - в очередной раз обругал неизвестного дремастера Сол. - Наверняка заказал этих персонажей в другой студии, а совместимость скриптов не проверил". Правда, у таких дремлей тоже есть свои фанаты: сбои скриптов зачастую создают совершенно шизовые миры, и случается, что ошибочный код становится даже популярнее, чем исправленный...

В любом случае, смена формы тела означала, что он все-таки нашел очередной ключ. Хотя и довольно странный: обычно ключи предполагают действие. Однажды Кобаяси даже запустил такую антирекламную байку про конкурентов - насчет дремлей, которые убивают пользователей с помощью наведенной дыхательной аритмии. Динамика дремля постепенно набирает обороты, человек дышит все чаще... А здесь, получается, наоборот - полное расслабление и кайф от бездействия.

Что ж, по крайней мере тематика начала прорисовываться. Дремли с элементами растительной жизни никогда не пользовались особой славой, но и тут бывали исключения. Едва только устроившись в "Дремлин", Сол сам породил целую серию творений такого рода.

В то время студия еще не особенно раскрутилась, а потому не брезговала политическими заказами. Ни один нормальный сценарист не брался за них с удовольствием - слишком тупые условия не позволяли развернуться по-настоящему. Кому приятно работать, если заранее знаешь, что создаешь не шедевр, а всего лишь рекламную однодневку?

Писать сценарий для канадских националистов Сол вообще отказался. Но как раз в тот вечер Кэт затащила Сола в лепт на очередную психодраму из жизни каких-то эльфов-ботаников. Снимая ингалятор, он вдруг вспомнил о канадском заказе. В голове тут же завертелось комичное название - "Клен Парламента". За названием потянулся и сюжет: герой дремля организует предвыборный штаб для того, чтобы посадить в парламенте дерево. Он проделывает все классические трюки предвыборной кампании, от уличной рекламы до круглых столов на высшем уровне - только везде демонстрирует не говорящую куклу-политика, а настоящий клен в огромной кадке.

Поначалу Сол думал об этом лишь как о шутке. Потом решил, что если сценарий все-таки написать, получится хорошая отмазка: формально работа будет сделана, но после такой выходки Рамакришна перестанет наседать на него с подобными заказами.

Результат превзошел все его ожидания. Канадские националисты отказались брать издевательский дремль и вообще разругались со студией. Однако пронырливый Кобаяси умудрился впарить "Клен парламента" их конкурентам-экологам. И это было только начало.

Сразу же после премьеры в студию ворвался какой-то хромой мексиканец с ледорубом и потребовал продать ему всю идель и интель для создания собственного дремейка. Сол никогда не слышал о Партии Защиты Тыквы, но размах их кампании за нравственное отношение к овощам шокировал даже махрового вегетарианца Рамакришну. Тыквофилы заплатили в шесть раз больше, чем обещали канадцы, зато их дремейк "Последний Хеллоуин" довел сценарий Сола до фантастического беспредела. Легкая пародия на предвыборную грызню обернулась эпохальной космической мясорубкой, в которой отважный марсианский фермер и его друзья уничтожали целую армию фашистов-художников, помешанных на резьбе по тыквам.

Когда с Рамакришной связалась ведущая дремль-студия из Москвы-Два и предложила аналогичную сделку, генеральный застонал на три голоса сразу. После тыквенного успеха доходы студии росли как на стероидах, но ее имидж так же стремительно падал. Субличности Рамкришны, стремящегося к гармонии, не могли договориться целый день. Однако бизнес есть бизнес...

Что там наворотили русские, Сол даже побоялся смотреть. Но по рассказам Кобаяси знал: их студия тоже начала с пародии. В шутливом историческом дремейке обыгрывались древесные фамилии известных людей Святороссии - такого добра у них набралось на целый ботанический сад, от ели до лимона. Кобаяси особенно восхищался говорящими березами.

Кроме того, легкое издевательство над покойниками всегда было у русских в почете, поэтому московские партнеры "Дремлина" тут же получили новые заказы от двух политических партий сразу. И очень творчески отработали свои миллионы: в одном предвыборном дремле фигурировал двухголовый орел-мутант, в другом - какой-то совсем уж невероятный "многополярный медведь".

На совете директоров Рамакришна долго хвалил Сола. А после отозвал в сторонку для приватной беседы. Суть его речи состояла в том, что стать миллионером и купить собственный континент может любой неглупый сценарист, но очень уж не хочется быть поджаренным как бы случайной молнией только из-за того, что какие-то там "сильные мира сего" неправильно поняли твое искусство. Сол в ответ с удовольствием пообещал больше не лезть в политику.

Неужели теперь, сам того не ведая, он все-таки вляпался? Как раз на днях выборы мэра. Не исключено, что растение, в которое он превратился - символ одного из кандидатов.

Почему же тогда никто не спешит ни защищать его, ни нападать? Да и вообще, во всех дремлях, какие он знал, растения никогда не были главными героями. Будучи растением, вряд ли можно что-то сделать. А какой интерес в пассивном наблюдении? Правда, на старых континентах еще есть извращенцы, которые пользуются обычными телевизорами. Их еще называют "диванным картофелем". Х-мм, и тут какая-то растительная аналогия...

За размышлениями он не заметил, как наступил вечер. За весь день ничего не произошло - если не считать того, что у него вырос уже пятый лист. Вокруг по-прежнему носились непонятные звуки. В сумерках они только усилились, но расшифровать их все равно было невозможно.

Ночью, когда стало накрапывать, Сол заскучал.

Одиночество по-прежнему было приятно, но немного разнообразия не помешало бы. Даже дождь в этот раз не радовал. Почва оставалась сырой еще с прошлой ночи. Разросшиеся корни Сола всасывали вкусную влагу, словно вся его нижняя половина превратилась в большой рот с губчатыми отростками.

Однако корни уже давно пропитались насквозь, а вода все лилась и лилась. Земля размякла, все вокруг задвигалось, поплыло...

Не успел Сол обрадоваться этой перемене, как бурный поток разорвал его на части.


# # # #


Нормально прорасти удалось только с шестой попытки.

Возможно, их было и больше. Сол запомнил лишь те периоды, когда более-менее приходил в себя. Это было какое-то особое соотношение влажности и температуры, при котором обрывок корня снова оживал. Зрение возвращалось, когда новый росток разворачивался в лист. Чуть позже восстанавливался и слух - но до этой стадии ему удалось дожить лишь однажды. Он тогда оказался на дереве, в удобной развилке огромных ветвей. За счет влаги и питательных веществ в полусгнившей коре удалось вырастить целых три листа. После этого ливень опять сорвал его, вызвав новую череду полуобморочных состояний, из которых он выплывал по мере прорастания - и опять погружался в небытие, когда рост прерывался.

Новое место было вполне подходящим, но пережитые приключения заставляли задуматься. Вообще-то Солу нравилось перемещаться. Каждый раз, когда водяные потоки уносили его с насиженного места, он чувствовал не только страх, но и удовольствие. Движение было еще одним способом остаться в одиночестве, перемена мест не давала заскучать.

А однажды, после очередного разрыва, приключилось и кое-что поинтересней. На какой-то миг показалось, что его сознание присутствует одновременно во всех обрывках, несущихся в разные стороны вместе с ручьями. Потом он опять провалился в темноту - но хорошо запомнил это удивительное чувство. Повторить бы такой эффект, научиться им управлять...

Только как это сделать, если он даже сдвинуться с места не может без помощи водяного потока? Разве что начать расти в определенную сторону?

Сол огляделся. Невдалеке стояла сосна. У земли толстый ствол расходится щупальцами крепких корней. Между ними - симпатичные просветы, подбитые мхом. Вот бы где укрыться! И сыро, и светло, и зацепиться можно так, что не унесет...

Новый побег потянулся в сторону дерева.


# # # #


За три дня он продвинулся не более чем на полметра. Работу осложняли потребности организма: абстрактная идея добраться до сосны время от времени уплывала из памяти, уступая место вполне практичному желанию направить корни в более сырой участок почвы, а листья - на юг, к солнцу. Из-за этого вместо прямого побега получилась какая-то ленивая скрюченная змея.

И все же задумка дала результат - хотя и совсем не тот, ради которого все затевалось.

Зрение, ограниченное несколькими метрами, не позволяло с самого начала увидеть, что происходит за деревом. Теперь же, после полуметрового марш-броска, Сол был вознагражден зрелищем живого существа - первого за все время своей растительной жизни. Существо ползало среди длинных листьев травы позади сосны.

Очередной ключ? Но как до него добраться? О том, чтобы дотянуть росток за дерево, не было и речи. Существо передвигалось гораздо быстрее, и сейчас оно как раз ползло в сторону от Сола. Ему же оставалось лишь пассивно наблюдать за процессом, словно он сидел перед головизором, в пульте которого села батарейка.

Но в реальной жизни батарейку можно заменить. Эх, если бы с ним был Маки...

А с какой неохотой он в свое время согласился на уговоры Рамакришны и завел себе умный макинтош! Сам пример генерального, его превращение из творческого человека в обвешанного коммутами управленца, убеждал в том, что личный искин - лишь еще один ловкий способ украсть у человека радость одиночества. Рамакришна, конечно же, верил, что тот, кто заставляет двигаться свое окружение, более свободен, чем тот, кто вынужден двигаться по воле окружающих. Однако Сол видел, что на практике руководящая работа выражается в еще большем количестве неинтересных связей, и постоянно отказывался от такого "карьерного роста".

Но сейчас его беспокоила другая крайность. Случайные перемещения в ливневых водах - не лучший способ существования. В этот раз ему повезло, целых три дня спокойного роста. Кто знает, что будет дальше?

Неизвестное существо тем временем добралось до границы поля зрения Сола. Вот-вот совсем исчезнет... Ему нестерпимо хотелось крикнуть.

Крупная почка на конце побега лопнула, выпустив на волю большой красный цветок. Из цветка полился мелодичный свист.

Существо остановилось. Потом развернулось и поползло обратно... Ура! Сол возликовал, и его цветок запел еще громче.

Издали существо было похоже на испорченный огурец. Огурец складывался и снова распрямлялся, быстро приближаясь к Солу. Только почему оно движется задом наперед? Ага, понятно! То, что Сол принял за крупную рогатую голову, напоминающую прически Шейлы, при ближайшем рассмотрении оказалось ярко раскрашенной задницей. Настоящая же голова находилась на другом конце тела - там же, где шесть маленьких лапок и пара острых... Нет, только не это!

Острые жвала впились в тело Сола. Гусеница отгрызала кусок листа. Потом второй кусок, третий... Она пожирала лист с огромной скоростью, и стряхнуть ее было невозможно. Рядом появилось еще несколько таких же головожопых тварей.

Цветок они съели последним.


# # # #


Нормально прорасти удалось только с девятой попытки.

Может быть, их было и больше. Сол запомнил лишь те периоды, когда более-менее приходил в себя. Это было какое-то особое соотношение влажности и температуры, при котором обрывок корня снова оживал. Зрение возвращалось, когда новый росток разворачивался в лист - но до этой стадии ему удалось дожить лишь однажды. Он пророс тогда в огромном дупле и поначалу очень радовался своему убежищу - вот куда ливень уж точно не доберется! Однако недостаток влаги оказался похуже ливневых вод. Уже засыхая, он все-таки успел дорастить один корешок до края дупла. Видимо, из этого обрывка он и вырос сейчас на новом месте.

Он снова был на земле. С виду место не отличалось от многих других, где ему доводилось прорастать. Нижние части толстых стволов, кочки с высокой травой... Возможно, он уже бывал здесь - просто в этот раз обратил внимание на другие детали.

Как и во время прошлых "посадок", слух вернулся гораздо позже зрения и совершенно с ним не сочетался. Источники звуков словно бы плавали между листьев Сола, но увидеть их так и не удавалось. Сначала Сол, как и раньше, игнорировал эти слуховые галлюцинации, списывая их на ошибку дремастера. Но пережитые приключения заставляли пересмотреть картину мира. Интуиция подсказывала: без качественного скачка он может надолго застрять между крайностями растительного существования - либо бездвижное сидение на одном месте, либо хаотичные перемещения по воле стихии.

Нужны новые ключи. Между тем, окружающий мирок довольно однообразен. И только звуки остаются загадкой. А двигаться в сторону загадочного - одна из лучших стратегий для прохождения дремля.

Через два дня он научился различать в хаосе звуков обрывки мелодий, которые особым образом задевали все его существо. Волнующая музыка всегда доносилась с севера - с самой несолнечной стороны.

Еще через день, перебирая в памяти все, что касалось музыки, он понял, что это за мелодии.

Полгода назад Кэт подарила ему брелок-телефум. Не прожив и недели с этой игрушкой, постоянно приносящей ароматические послания от подруги, Сол объявил холодную войну пахучему подарочку. Полностью отрубить телефум означало бы обидеть Кэт. Поэтому он лишь попросил Маки найти и загрузить в брелок простенький синестетический конвертер, переводящий запахи в звуки.

Сол так привык к этим музыкальным "приветам", что совершенно позабыл об ароматической основе игрушки. И однажды решил послать Кэт ответный звуковой подарок - прямую трансляцию с концерта губных гитаристов. Конвертер, работающий в обе стороны, исправно перевел музыку в запах, и уже в таком виде послание отправилось в Кэт. Кто мог знать, что веселенькая мелодия клик-н-скролла обернется тухлыми яйцами с примесью жженых волос?

То, что Сол слышал сейчас, было не музыкой, а запахом. И родной аромат звал ответить.

Крупная почка на конце побега лопнула, выпустив на волю большой красный цветок. Из цветка полился мелодичный свист.

Увы, радость открытия вскоре сменилась разочарованием. Так человек, долго слушавший музыку в наушниках, потом с удивлением обнаруживает, что кроме него, никто этой музыки не слышит. Сол хорошо слышал аромат своего цветка внутри бутона, но чувствительные клетки на дальних концах листьев подсказывали, что дальше мелодия распространяется именно так, как распространялся бы слабенький запах. Вместо того, чтобы разлетаться во все стороны, звук тонкой спиралью уплывал на юг - совсем не туда, откуда доносились мелодичные призывы других цветов. Общения не получалось.

Эх, разрастись бы на всю поляну! Сол без проблем определил запах соседней сосны - низкое, пульсирующее гудение, словно кто-то лениво наигрывает на контрабасе. Совсем не громко, зато как мощно! Звук буквально парил в воздухе со всех сторон, и лишь после порыва ветра можно было догадаться, что исходит он от толстого ствола, похожего на небоскреб.

Сол поднатужился и вырастил еще четыре цветка.

Как это часто бывает, задумка дала совсем не тот результат, ради которого все затевалось. Утомленный цветоводством организм требовал немедленной подпитки. Корни потянулись глубже в землю, и один из них уперся в камень. На вкус камень был кислым.

Новое питательное вещество взбодрило Сола. Он жадно тянул его до тех пор, пока не потерял сознание.

Очнулся он от укуса. Острые жвала, впившиеся в лист, вызвали не столько боль, сколько удивление. За то время, что Сол провел без сознания, его листья стали такими жесткими, что он их почти не чувствовал. Цветы пожухли, половина корней отсохла. Среди них был и тот корешок, что дотянулся до кислого камня. Видимо, это и спасло организм от полного отравления.

Но того, кто укусил Сола, это не спасло. Гусеница высоко подняла задницу и помахала ею в воздухе, словно отряхиваясь. Потом медленно сложилась пополам, распрямилась, и продолжая в том же духе, стала слезать с листа. По ее передвижениям Сол понял, что все перепутал. То, что он принял за задницу гусеницы, было ее невзрачной головой. Настоящая же задница - нагромождение фальшивых рогов и глаз - находилась с другой стороны.

Пока он размышлял, к чему нужна такая маскировка, гусеница спустилась на землю. Там ее стало корчить.

Хотя полузасохшие листья сильно ухудшили зрение, Сол сумел разглядеть еще пару гусениц, пасущихся в траве с южной стороны. Приближаться они не спешили. Сол заключил, что тварей привлек запах цветов. Но к тому времени, как до него добралась первая гусеница, цветы завяли, и остальные не смогли его найти.

А если бы и нашли... Гусеница, рискнувшая напасть на отравленного Сола, бездвижно валялась у его корней, как маленький гнилой огурец. Изо рта у нее по-прежнему торчал кусок листа. "И так будет с каждым, у кого задница вместо головы!", мстительно резюмировал Сол.

Никогда еще дождь не приносил ему такого удовольствия, как этой ночью. Сторонясь опасного направления на ядовитый камень, он выпустил несколько новых корней и быстро восстановил силы. Он опять был готов зацвести.

Только стоит ли?...

После дождя музыка, доносящаяся с севера, зазвучала громче прежнего. Сол представил себе, как там, на большой светлой поляне, растет множество цветов - его собратьев, выросших из других обрывков тех же самых корней. И они так весело сигналят, так упорно зовут его... А вдруг утром ветер подует как раз в ту сторону? Тогда, если он раскроет цветок, до них донесется его ответ. И может быть, они как-нибудь договорятся?

Но с другой стороны, его мелодия-запах опять привлечет отвратительных гусениц! Обнаружив, что он больше не ядовит, они с удовольствием сожрут его на завтрак.

Так и не решившись зацвести, Сол заснул.


# # # #


Вопреки поговорке, утро ничуть не упростило ситуацию. Зато вспомнилась шутка знакомого трансактера о том, что близоруким живется гораздо легче. Восстановленное за ночь зрение позволяло увидеть гораздо больше неприятностей.

Вчера он заметил рядом лишь двух гусениц, не считая той, что сдохла. Сегодня ими кишела вся видимая территория с южной стороны. Черные жвала беспрерывно двигались, поглощая траву. За жвалами, словно вагоны за локомотивами, тащились кишкообразные туловища. За ними следом из раскрашенных задниц тянулись длинные нити. Земляные кочки, корни деревьев - все покрылось вуалью блестящей паутины.

В панике Сол начал растить корень в сторону ядовитого камня. Всего ничего, каких-нибудь два сантиметра. Но чтобы проделать даже такой короткий путь, требовалось приличное время. За это время он немного успокоился и оценил ситуацию более трезво.

Гусеницы не спешили атаковать. Вероятно, они просто не замечали его, потому что он больше не цвел. Так или иначе, армия головожопых ползла на север, обходя Сола с запада. Может, затаиться и подождать, пока они пройдут мимо?

Если бы не чутье сценариста, Сол, наверное, так и сделал бы. Но чутье подсказывало - в дремле настал очередной ключевой эпизод. Армия гусениц шла на поляну, откуда доносились мелодии других цветов. Его собратья еще не знают о грозящей опасности и продолжают свои музыкальные разговоры.

Если он затаится, прожорливые твари сожрут не его, а их. Его старших братьев, чьи мелодии явно говорят о том, что они достигли какой-то новой ступени в этом странном дремле. И вот-вот достигнут следующей, если только кто-нибудь остановит или хотя бы задержит нависшую над ними опасность...

Но какой ценой? Сол прекрасно понимал, что за выбор ему предложен. В нормальных дремлях для домохозяек никогда не бывало подобных ключей. Зато в дремлях, сделанных по заказам различных сект, таких героических штучек хоть отбавляй.

Правда, там все это имеет более рациональную окраску - все религии так или иначе обещают что-нибудь в обмен на самопожертвование. В памяти Сола всплыли полные оптимизма фрагменты дремля, сделанного как учебное пособие для швейцарских протестантов из "Института христианской экономики и финансов".

Вот дюжина людей в белых хитонах и желтых сандалиях рассаживается на холме, обсуждая план операции "Изгнание торгующих из храма". Операция, согласованная с властями, должна помочь избавиться от коммерсантов, у которых секта частенько брала в долг. Неожиданно у подножья холма возникает большая толпа. Это обманутые вкладчики-простолюдины. Угрожая расправой, они обступают маленькую группу в белых хитонах. Но главный герой дремля, бородатый главарь экономистов, не поддается страху. Веселые глаза внимательно осматривают толпу с вершины холма, находя узловую точку. Затем герой выхватывает из сумки каравай хлеба и бросает его в намеченное место. В толпе возникает потасовка. Те, кому удалось урвать кусок, благодарят бородатого и спорят с теми, кому не досталось. Бородатый тем временем достает еще пару хлебов и расчетливо бросает в другие места толпы. Разрозненные потасовки переходят во всеобщую свалку. Под шумок группа в белых одеждах исчезает с холма.

Здесь так не получится, с грустью понял Сол. Ничего от себя не оторвешь, не бросишь на безопасное расстояние. Тут скорее похоже на "Оборону Клонов". Из-за этого дремля, написанного по заказу раэлитов, Рамакришна и Ли даже поругались однажды во время обеда. Старый китаец в свойственной ему мягкой, но уверенной манере намекнул генеральному, что подобные дремли близки к недобросовестной рекламе. Каждый клон обладает собственным сознанием, и эти сознания вовсе не переселяются после смерти в тела других клонов, как это происходило в раэлитском дремле. Рамакришна же отвечал, что дремль фантастический и имеет право на существование хотя бы из-за того, что развивает полезную идею сотрудничества ради общего дела.

Легко сказать - общее дело! Сол даже не знал, каково оно. Может, его собратья вовсе не горят желанием с ним сотрудничать. Хотя, с другой стороны, именно они научили его цвести. И наверное, могли бы научить еще многому...

Надо решиться. Сол собрался с духом... и выпустил цветочный побег. Мелодичный свист выплыл из бутона и полетел к югу, раскручиваясь широкой спиралью. Несколько гусениц остановились и подняли головы.

Пока они приближались, он тщетно пытался внушить себе, что самопожертвование ради общего дела - замечательный поступок. Увы, в отсутствие убедительного Рамакришны эта идея не приносила желанной радости. Он крутил ее так и эдак, представлял себе благодарность спасенных собратьев - и все равно чувствовал, что это ужасно глупо.

И только когда первые головожопые твари начали вгрызаться в его листья, настроение переменилось. Видимо, оттого, что их укусы напрочь отогнали всю эту чушь насчет гармоничной работы в команде. Зато вместо нее воображение снова нарисовало бородатого хитрюгу из христианского дремля. Парень в белом хитоне весело подмигивал Солу, как бы давая понять, что он и вправду поступает глупо, но правильно.

"Ешьте-ешьте пятый хлеб, я не считаю: это ж тело мое!", - мысленно процитировал в ответ Сол.

Корень, выпущенный в сторону ядовитого камня, в тот же миг достиг цели. Отравленные гусеницы начали скатываться с листьев. Но цветок продолжал призывно благоухать, и новые твари лезли по телам своих предшественниц, чтобы точно так же отравиться.

Может, это был всего лишь бзик умирающего сознания - но перед самым провалом во тьму Солу показалось, что он присутствует одновременно во всех кусочках листьев, застрявших в жвалах гусениц. "Научиться бы так...", подумал Сол, и тут же отрубился.




НАЧАЛО || ДАЛЬШЕ