################################################### Андреев А. В. Ш А Г И Посвящается Ренатке (весна-лето 1992 г.) ################################################### Copyright (C) 1994 Андреев Алексей . - 2 - # # # Я борюсь весь день с твоим фантомом, С призраком, раздетым догола, Медленно гуляющим по дому И сующимся во все дела. Ты мешаешь спать, работать, думать, Матерьялизуясь на столе, В голосах заоконного шума, В грязном дна стаканного стекле... Складываются в черты овала Строки книг, воротники пальто. А уж эти складки покрывала - Те вообще рисуют черти что! В розах дыма, в играх светотени, В запахах и просто в темноте - Сотни разных копий-привидений, Глаз трясина, ножек варьете... Полменя - прочнее волнолома. А другая "пол" вопит: "Вернусь!" Я борюсь весь день с твоим фантомом, и наверно к вечеру свихнусь. # # # Звери, возможно, плачут. Но точно - не улыбаются. Они летают и скачут, И иногда ругаются, Строят крепкие гнезда, Ночью с луной лаются, Слушают мокрые звезды, Но только - не улыбаются. Гибнут и снова рождаются, Или мохнато дремлют. И вовсе не улыбаются, Узоря следами землю. . - 3 - _Мартовский сонет В зазеркалье бензиновых радуг Тонет глупо-веселое солнце. Проступают мусор и падаль, Как созвездия на червонце, Что вчера был отдан за кофе. А сегодня - зима в разрезе. Под ее обветшалый профиль Столько чуши в голову лезет - Ветер! Снег, умирая, бухнет... Мы сидим с тобою на кухне И гадаем под трели капели: Залетели - не залетели? _Дао За синие горы, за желтые реки В зеленых одеждах идут человеки. Весна или осень, тоска иль надежда - Идут человеки в зеленых одеждах. Красивая обувь их рвется сучками. Тогда человеки садятся на камень И чинят сандали, и дальше шагают. Когда я их вижу, я долго икаю И плачу: "Китайцы, отдайте мне солнце!" Они отвечают: "Но мы же японцы..." _Шаги Я слушаю шаги за дверью. И в ожиданьи стука или звонка Тоска и скука. Я реагирую на человека, На топот мимо и петель скрипку Улыбкой мима. Шершаво-шепелявый шепот Чужих подошв за стенкой кирпича: "Сейчас под дождь..." И тихо. Звуки коридора Застыли, пошатавшись вроде пьяниц Под танец пыли. А в пустоте меня - сквозняк, Горсть каблучков и дольки смеха. Я только эхо... . - 4 - # # # Солнце съело лужи, Город в пыльной неге. Женщины наружу Выставляют ноги И гуляют ими Вдоль автомобилей, Улыбаясь в гриме С розовых ходулей. Зеленеют цены, А "комки" не тают, В лавках бизнесмены Жмутся и потеют. Тротуар виляет В шкурах солнцетигров, И в толпу стреляет Террорист-фотограф; Иностранец, толстый, Как "Бхагавад-Гита", С мордой гуманиста И мозгами гота; Девочка-цыганка С прокурорским взглядом За валютным танком Пробегает следом; Ходят люди с пивом - Славные ребята! Все вокруг лениво, Жарко и суббота... На карманном донце - Медная копейка. Здравствуй, Город Солнца, Майская помойка! Я брожу в страницах Этой рваной книги И гляжу на лица. В основном на ноги. _В/Ч N*** Я докуриваю горький "Беломор", И рисую твою букву на песке, По которому шагали сапоги. Этот знак напоминает мухомор. Муравей закопошился на крючке Кривоватой буквенной ноги. Я застегнут в цвет соленых огурцов. Вензель нем. Минуты через три Все растопчет сапоговая ходьба. Блещет солнца искаженное лицо В моих чакрах с "серп-и-молотом" внутри: Ряд в семь звездочек, от живота до лба. . - 5 - _Чуфут-Кале Хранительницы каменного города, Все ящерицы в сером и зеленом За час до наступления полудня Одновременно прекращают перебежки И застывают, головы задрав. Через мгновенье город оживает, И вместо ящерок - толпа одетых странно Людей, что населяли эту крепость Века назад - по улицам из камня Бредут, сидят, выходят из пещер, Гремят оружьем, жгут костры и стонут От ран; смеются жутким смехом, Едят и пьют, и молятся богам; Их женщины, смуглы и груболицы, Сидят с детьми, следя за очагом, Иль заунывно воют об убитых. А воины из-под бровей косматых Протяжно-хмуро смотрят вниз, в долину. Все это продолжается не дольше Порыва ветра в тихий летний день, И исчезает. И случайный путник, Попавший в город, вырубленный в скалах, Заметит призрак дикого народа, Почувствовав неясные движенья Вокруг себя, да еле слышный звук Металла, голосов картавых, И доносящийся невесть откуда запах В котором пот и жареное мясо, Кровь и навоз, и много разных трав - Ошеломит и тут же пропадет. Но вряд ли станет размышлять свидетель О превращеньи ящериц в людей, И почему одежда мирозданья - Ткань времени - вдруг рвется, там где тонко, Впуская в день, где крепок скифов дух. Скорее он припишет эти вещи Жаре, расплавившей архитектуру мыслей, Воображенью, заплутавшему в пещерах, Да колыхающейся сети маршрутов Невидимых, рисуемых хвостами Серозеленых бегающих трещин На стенах, на ступенях и дорогах Твердыни мертвой, крепости-скалы, Стоящей высоко и несравнимой С любыми их равнинных городов. . . . . . . . . . . . . . . . . . - 6 - . . . . . . . . . . . . . . . . Но знал бы он, неумолимый скептик: Недалеко, в пяти часах похода, Случается подобное под вечер На чьем-то древнем кладбище, где плиты Могильные - разбросанный пунктир В траве на невысокой и пологой Горе, и свиду эта россыпь Напоминает небольшой поселок Для сказочного мелкого народца. Но плесень покрывает скаты крыш А также непонятные узоры Что выбиты на основных домах И больше нет - ни надписей, ни дат. Покой, трава и камни; только снизу Далекие - проезд машин и лай. Но в тот момент, когда заходит солнце, На несколько мгновений, пока капля Его последняя стекает в лес за горы - Меняется неуловимо время: Внизу постройки нынешие исчезают И появляется... А впрочем, это тоже Резонно посчитать за сон короткий На свежем воздухе, что пахнет чебрецом И к вечеру прохладен. А реально - Лишь камни; и кому еще тут быть, Кроме ежей, которые в потемках Шуршат среди могил и почему-то Нисколько не боятся человека, Здесь отдыхающего параллельно плитам - В зарю ногами, головою на восток.