ЧЕГОНЕТ, Выпуск 2:
КОМПЛЕКС БЭТМЕНА



На днях я купил книжку, которая неплохо демонстрирует переход от прошлой темы "Чегонета" к новой. На обложке книжки написано: "Гарри Гаррисон. Выбор по Тьюрингу". Однако, открыв книжку, можно убедиться, что авторов у нее два: Гарри Гаррисон и Марвин Мински.

Почему издательство ЭКСМО-Пресс вынесло на обложку только Гаррисона? Вероятно, хотело зацепить читателей "более известным" именем. Возможно также, что в этом издательстве работают малограмотные люди, которые вообще не знают, кто такой Марвин Мински. С другой стороны, в определенных кругах (к примеру, в Массачусетском технологическом институте) отношение к этим двум именам может оказаться совсем иным. Там Марвин Мински - харизматическая личность, один из отцов-основателей науки об искусственном интеллекте. А Гаррисон - ну, какой-то детский писатель, попсовик-затейник...

Однако для моей сегодняшней колонки важно другое: для большинства "средних читателей" и Гаррисон, и Мински - это лишь мифы. Мы никогда не видели этих людей, не пили с ними пиво. Они - лишь имена, с которыми связаны какие-то истории. Может, за Гаррисона пишут восемь негров, а Мински стащил свои работы у Джона фон Неймана? Может, этих двух людей вообще никогда не было? Такие вопросы часто окружают тех, кого можно назвать "публичными фигурами". И если раньше круг таких личностей был узок - известные политики, звезды - ну много ли их? - то теперь, с развитием Интернета, "публичной фигурой" может стать любой.

Тут-то и подкрадывается явление, известное как "виртуальная личность". Вначале это - всего лишь неосознанное несоответствие. Встреча в реальной жизни людей, впервые познакомившихся в Интернете, сопровождается особыми ощущениями. Реально почти все выглядят не так, как представляются во время он-лайнового общения. Можно, конечно, сгладить контраст, выкладывая в Сеть как можно больше данных о себе. Однако что-то не хочется так выставляться, особенно с адресами-телефонами, которые могут попасть к кому попало. И в обычной-то жизни никуда не сунешься без паспорта. Не хватало еще, чтобы и при общении в Сети люди прежде всего смотрели, где ты работаешь и живешь. Стало быть, какая-то анонимность нужна - а она порождает несоответствие между реальным и виртуальным представлениями.

Если смотреть шире - человек вообще не особенно рассчитан (психологически) на систему общения "многие со многими". В жизни мы общается обычно с небольшой группой близких людей или коллег. Сеть же дает трибуну, причем трибуну довольно незаметную: словно бы пишешь дневник и с удивлением узнаешь, что его читает еще сотня-другая человек. Необходима какая-то новая модель поведения. Ею и оказывается маска виртуальной личности.

Повторяю: маска эта возникает всегда, даже если вы этого не хотите - ее порождает Сеть уже своим существованием. Для кого-то это - лишь неосознанное желание завести красивый ник-псевдоним, отличающийся от "официального" ФИО. Для других же создание виртуальных личностей превращается в увлекательную игру, своего рода "театр одного актера".

При грамотном подходе такой маскарад может стать ролевым тренингом, позволяющим деконструировать стереотипы своей "настоящей личности", выявить скрытые таланты. Вспомните, когда вы в последний раз были на маскараде? Может быть, вообще никогда? А ведь в прошлом они были очень популярны - именно благодаря психотерапевтическому эффекту раскрепощения, которое дает маскарад.

Большинство известных людей русской Сети так или иначе прошли стадию "виртуальной раздвоенности". Правда, красивые примеры подобной игры встречаются все реже. Вероятно, потому, что Интернет во многом является отражением реальной жизни, а наша нынешняя жизнь - это что-то вроде большого супермаркета. Отсюда и супермаркетная мораль: анонимность - "это плохо".

Однако имейте в виду: сами поборники "сетевой честности" нередко используют ту же идею "виртуальной личности" как свое оружие. В марте бывший вице-президент Infoseek Патрик Нотон признал себя виновным в совращении 13-летней девочки. "Девочка", с которой Нотон познакомился в интернет-чате, в реальности оказалась бородатым агентом ФБР. А в апреле арестован бывший сотрудник Белого дома Джон Дэвис - "за согласие на растление малолетних". В этот раз агент полиции изображал в чате женщину, которая согласилась предоставить отставному майору двух своих дочерей, 12 и 14 лет, для занятий сексом.

Ну что, вам еще не расхотелось выходить в Сеть с открытым забралом?

ПРАКТИКА:

Май Иванович Мухин

Старейший виртуал Рунета, ставший известным в эпоху расцвета жанра веб-обозрений (1999-97 г.) Сам по себе жанр обозрений очень располагал к созданию публичных персонажей с оригинальной жизненной позицией. Почетный пенсионер Мухин, автор выражения "Повсеместно Протянутая Паутина" (ППП) и особой шкалы измерения ценности сайтов в "мухах", оказался как нельзя кстати. В настоящее время почти забыт - так же, как большинство виртуалов-пенсионеров типа Ивана Паравозова, Мирзы Бабаева или Егория Простоспичкина.

Катя Деткина

Характерно, что Катя Деткина, написавшая всего дюжину обзоров, произвела куда больший эффект, чем вдумчивый Мухин или очень плодотворный Паравозов. На популярность Деткиной повлиял и ее пол (в Рунете середины девяностых было немного женщин), и язык (в период расцвета слащавой рекламы наиболее остро воспринимался грубый наезд). И наконец, самое потрясное - смерть виртуальной Кати. Ведь для сетевого общения характерно особое сочетание неформальности (все друзья) и в то же время какой-то стерильности (никто никого не видит). В этой системе отношение к смерти оказалось очень странным. Особо был шокирован смертью виртуальной Кати питерский писатель Александр Житинский, посвятивший этой истории целую главу своей книги. Там же он сформулировал полезный принцип сетевой жизни: все персонажи в Сети по определению считаются виртуальными.

Мэри Шелли

Одна из самых долгоиграющих виртуалок Рунета, победительница конкурса "Тенета-98" в категории "Виртуальная Личность". Мэри Шелли известна не только своими наездами на кого попало, но и теоретическими изысканиями в области виртуалостроения, а также фантастикой на тему Сети. Ее полезные советы, озаглавленные "Теория виртуальной личности", вошли в фантастический роман "Паутина", рассказывающий о судьбе человека, помешавшегося на этой опасной игре.

ТЕНЕТА. Категория "Виртуальная личность"

Помимо уже упоминавшейся Шелли, в 1998 году в этой категории конкурса было представлено такое примечательное творение, как "Виртуальный Стругацкий". Незапланированная виртуализация случилась во время сетевой конференции с известным фантастом. После более чем двух часов оживленной дискуссии оказалось, что за Стругацкого, который еще не пришел, все это время отвечал Дмитрий Гусев, второй секретарь конкурса. И никто этого не заметил: Гусев разоблачился сам, когда окончательно вспотел от работы "в шкуре Стругацкого". Пришедший затем настоящий Стругацкий повторно ответил на те же вопросы, но это было уже не так весело. Кстати, категория "Виртуальная личность" в Тенетах продолжает процветать: в этом году участвуют уже 11 личностей, среди которых есть виртуальные коты и виртуальные любовницы.

Робот Вербицкий

Статья о возможных негативных последствиях сетевых маскарадов, то есть об обратном влиянии виртуала на его создателя. Здесь в качестве аналогии можно использовать древние языческие ритуалы "вызова духов", во время которых на медиумов часто одевают маски. Для таких ритуалов существует специальная система, культура - в случае неправильного проведения подобных церемоний дух, вселившийся в медиума, может и не выйти из него обратно. Подобным образом слишком сильное "вживание" в виртуальную личность может создать определенные психологические проблемы. Говорят, почти все известные люди Рунета страдают раздвоением личности.

Ancient Sites

Виртуальные Рим, Афины, Египет и Вавилон в одном флаконе. Любой желающий может стать виртуальным гражданином этих древних миров. Количество виртуальных граждан уже составляет более сотни тысяч. В принципе, здесь игра в виртуальную личность вплотную смыкается с Ролевыми Играми (RPG). Разница состоит в том, что под "виртуальной личностью" обычно понимается собственный уникальный персонаж, в то время как RPG - это заранее написанный другим человеком сценарий, в котором вы можете сыграть заданную роль, хотя и с личными вариациями.


Леха Андреев,
lexa@spb.cityline.ru
www.fuga.ru
21.11.00