РАТА. ПОТРЯСЕНИЕ ПРОШЛЫМ
В 1970-м году с легкой руки футурофилов Алвина и Хейди Тоффлеров в размягченные кислотой головы американских студентов был вбит кремниевый гвоздь, на шляпке которого красочно светилась голограмма "Future Shock" - "Потрясение будущим". Через 30 лет бывшие прихиппованные гавроши техно-революции, преобразившиеся в убеленных сединами и кокаином ученых мужей, в свою очередь весело позвякивают в кармане горстью кибер-заклепок для мозгов обывателей, изъеденных червями сомнения в техно-прогрессе (либретто второго отделения футур-оперы см. здесь). Не размазывая сусальностей по древу познания, нам предлагают потрястись сингулярным глобальным сознанием, в которое будут связаны все люди будущего при помощи беспроводной сети и электронных нано-ботов, одеваемых на дендритные окончания нейронов мозга. Вы потряслись? Вот и я не трясусь. Вообще, от концепции "потрясения будущим", говоря шершавым языком дона Карла на букву "М", попахивает буржуазной ананасно-рябчиковой гнилью. Нас, русских, уже столько трясли за разные места, что хоть отбойный молоток на голове теши.Называя свой футурологический прогноз "Потрясение будущим", супруги Тоффлеры исходили из того, что центральная нервная система человека была сформирована в процессе антропоидной эволюции, которая началась в дремучих гляциалах и плювиалах задолго до возникновения цивилизации и продолжалась многие тысячи лет. Темпы эволюции намного ниже темпов технического прогресса, причем эволюция происходит с неизменной скоростью, то есть линейно, а технический прогресс возрастает по экспоненте. Типа, мозги не успевают улавливать своими тугими извилинами кирпичики новостроек будущего, и эти кирпичики сотрясают наши черепушки своими жестокими ударами. Хочешь - не хочешь, а приходится надевать на себя культурную каску с надписью "традиция" или прятаться от ураганного будущего за толстыми церковными стенами.
Шутки шутками, но крестик на цепочке - символ веры 2000-летней давности - превратился для техно-продвинутого "золотого миллиарда" в нечто наподобие "security toy", плюшевого мишку, который дает ребенку чувство защищенности и безопасности. Но спасет ли нас прошлое от будущего? Если учесть, что только в недавнем прошлом - в XX веке - люди истребили около 100 миллионов себе подобных, то вряд ли. Да и что хорошего было в нашей "доброй старой Англии" (России, Германии, Америке и т.д.?) Триста лет назад большой популярностью пользовались публичные сожжения, четвертования и повешения; двести лет назад люди вкалывали за музыкально-чечевичную похлебку по 12 часов в день на фабриках; сто лет назад детей пороли мочеными розгами в школах; 50 лет назад по дорогам Европы колесили вместительные газовые камеры. Как вспомнишь, так вздрогнешь.
А если все-таки как следует почесать репу, то станет ясно, что пугает нас не прошлое и не будущее, а то время, когда нас не было и когда нас не будет. Кто получил свой первый урок в ecole sovietique, тот наверняка помнит, как наутюженных первоклашек с ириской за щекой пугали "страшными царскими временами" дебелые училки с траурно приспущенными до колена крепдешиновыми улыбками. Попробовали бы они застращать прошлым бабушек и прабабушек тех же детишек - напугали бабу толстым кулацким хреном! Бабушки стращались совсем другого: что на ихнюю седую голову упадет сатанинской звездой Полынь несгоревшая в горних слоях атмосферы третья ступень ракетоносителя "Протон" - вот где страху-то!
Нас пугает не само будущее, а тот факт, что оно будет без нас. Прошлое нас беспокоит только как тенденция, как возможный вариант возвращения истории "на круги своя", как мрачная перспектива завтрашнего дня, до которого у нас есть шанс дожить, но по большому счету преданья старины глубокой не холодят нам кровь, потому что нас в этой старине не было. О "перегибах линии партии" мы знаем не по запаху смерти во вшивом бараке Гулага, а по ровным строчкам умных книжек шиштебедесятников. И было ли прошлое? Наверняка было что-то ужасное и мерзкое, что заставляет нас содрогаться от холода, когда в нас просыпаются унаследованные от предков инстинкты самосохранения. Но ЧТО это было?
В Чичен-Ице неподалеку от пирамиды Кукулкан есть странное сооружение, которое нынешние обитатели Юкатана называют "мячиковой площадкой": такое как бы грандиозное каменное корыто с крутыми внутренними склонами, над которыми по обеим сторонам торчат из стены каменные кольца диаметром около полутора метров. Негордые автохтоны демонстрируют праздным туристам "древнюю" игру в мяч: сначала одна команда на одном склоне, стоя на карачках, пытается забить бедрами мяч в кольцо, потом на другом склоне - другая. Глядя на эти незатейливые игрища, я подумал: "Какого майского мая стоило городить весь этот огород 150x75 метров? Чтобы попинать попельниками тряпочный фуфел?!" Нет, фигу-с, никакие археологические раскопки и исторические хроники не убедят меня в этом! Тогда зачем? А вот этого мы никогда не узнаем. И никогда не узнаем, как египтяне построили пирамиды в Гизе, как "длинноухие" поставили на острове Аку-Аку каменных исполинов и как китайцы возвели Великую стену. Это невозможно узнать, потому что не построили, не поставили и не возвели. "Откуда тогда все это взялось?" - спросит какой-нибудь яйцеголовый умник. - "А не твое дело", - отвечу я, щелкнув его по скорлупе яйце-головы. И буду прав, потому что знать нам этого не дано. "Как же так???" - возопят гностики-прогностики. А вот так!
Все наше "прошлое" и "будущее" - логически выведенный плод нашей изощренной дедукции и индукции. "Если есть пирамиды и они не выглядят как творение природы, значит их кто-то построил", - говорит нам логика. Но учти, дружок, любая логика существует только в голове человека. У вселенной нет прошлого и будущего, потому что у нее нет настоящего. Настоящее - это тот момент, где Я, а у вселенной нет ни собственного Я, ни зафиксированного им момента. Даже если под вселенским Я понимать высший разум, придется признать, что Бог в силу своей вездесущности существует одновременно везде - и в прошлом, и в будущем. Хомо сапиенс может логически объяснить только недавнее прошлое и ближайшее будущее, потому что он меряет время в человеко-днях. Плюс-минус два поколения, дальше этого лимита нам не дано осмыслить мир без того, чтобы не удивиться противоречивостью событий прошлого или бессвязностью прогнозов на будущее. Точно так же, мы можем вразумительно расписать в формулах только ближайший космос и относительно крупный микромир - на уровне молекул.
Человек ощущает только то, что отражается в нем самом. Так называемая "вселенная" - слепок нашего мозга, в котором мы чудесным образом запечатлели и свою собственную проекцию. Наша ПУСТОТА - не более чем трещины в слепке, не шире и не уже синопсных промежутков между нейронами. Наше НИЧТО - суть терра инкогнита с границами, очерченными извилинами нашего мозга. В мозгу новорожденного 100 миллиардов нейронов - и столько же звезд в нашей родной галактике. Совпадение, ага? Или, может быть, если бы у нас были вместо глаз другие органы зрения и вместо мозга иной мыслительный аппарат, мы бы увидели в ночном небе не звездную россыпь Млечного Пути, а что-то еще?
И это, блядь, не просто слова. Хотите доказательств? Я имею их кучу, как говорят америкозы. Технически исправный автомобиль всегда поворачивает в ту сторону, в которую мы крутим баранку, и это дает нам чувство устойчивости "материального мира". Но все наши машины работают достаточно надежно именно потому, что их размеры сопоставимы с размерами человека. Если бы лимузины гоняли не по автострадам, а по трубам ядерных ускорителей, то есть были бы размером с элементарные частицы, из было бы практически невозможно сделать управляемыми. Представь себе, что ты крутишь руль исправного автомобиля и не знаешь заранее, куда он повернет - вправо или влево. И никакой "квантовый механик" тебе не отрегулирует управление: он только скажет тебе, с какой вероятностью ты можешь ехать в нужном направлении. Ну чо, въехал?
Но вернемся к нашим священным баранам, потрясающим прошлобудущим. Вот смотри, какая история получается. В 1940-м году пионеры семипалатинской школы номер 6 собрали металлолом. В 41-м из этого металлолома выплавили танк. По каким дорогам второй мировой войны прошел этот танк, нам точно не известно, но в 1946-м его поставили на постамент на окраине Москвы. В 50-е годы к подножию монумента возлагали цветы октябрята, в 60-е на его броню лазили фотографироваться женихи с невестами, в 70-е в нем распивали "Солнцедар" бесприютные алкоголики, в 80-е в непродуваемом каркасе поселились бомжи, в 90-е в его темных недрах прятали похищенных бизнесменов бандиты, в 2000-е его свезли на свалку, в 2500-е его раскопали археологи, в 2600-е его приобщили к другим найденным танкам и воссоздали из них 100-метровый фаллический огнемет советского танкиста. В 2700-е археологами было доказано, что танкист - это нижняя часть ракетчика, и танковый монумент был достроен за счет реликтовых останков баллистических ракет, сохранившихся в известковых породах северо-казахстанских шахт. В 3001-м году 400-метровый монумент рухнул от старости. В 4001-м году роботы раскопали груду ржавых обломков, которая при более тщательном рассмотрении оказалась ни чем иным как гипотетической стальной пирамидой - недостающим звеном в эволюционном превращении человека в андроида.
Примерно то же самое происходит сейчас с воссозданием динозавров по ископаемым костям. Да, эти кости удачно складываются в скелеты подобно мозаическим головоломкам. Но если бы современный человек был другим, они бы, возможно, составились в нечто отличное от прожорливых монструозных тварей, оглушающих друг друга голодным рыком.
К чему я это все говорил? Забыл, а возвращаться в начало статьи - в лом. Говорят, что к прошлому нет ВОЗВ
Алексрома
www.fuga.ru
26.10.00