КАК СТАТЬ ФУТУРОЛОГОМ



О том, что такое футурология, "Re:Акции" рассказал Алексей Андреев, известный интернет-журналист, создатель сайта "Футурологическая Газета" (fuga.ru), автор двух романов о будущем и множества публикаций о высоких технологиях в самых разных изданиях, от "Известий" до "Плейбоя". По образованию - математик, в аспирантуре работал над изучением теории хаоса и синергетики, в настоящее время занимается организацией интернет-сообществ.


- Футурология - это довольно странная дисциплина, которой, насколько я знаю, нигде специально не обучают. Поэтому, если собрать всех людей, которые называют себя футурологами, получится очень пестрая смесь. С одной стороны, там будут хорошие аналитики, знающие свою предметную область - и потому способные давать довольно реалистичные прогнозы будущего. Например, специалист по демографии может вам точно сказать, что через 50 лет белые люди будут на Земле в меньшинстве.

С другой стороны, среди футурологов много людей, которых правильнее называть "фантастами" - они просто генерируют фантастические идеи, не связанные с реальностью. Причем некоторые фантазируют "по велению души", в качестве творчества, а для других это - расчетливый бизнес. К примеру, футуролог, связанный с крупной IT-компанией, может утверждать, что через N лет у всех людей будет лежать в кармане такой-то крутой девайс. Конечно, это не прогноз - это такая ловкая форма рекламы.

Если исключить "фантастов" (тех, кого просто "озаряет"), а также "рекламщиков" всех мастей, то останется футурология как умение анализировать глобальные тенденции. Это может быть простая экстраполяция - скажем, вы знаете, что позавчера компьютер был размером со шкаф, вчера - с чемодан, сегодня - с книжку. Вы мысленно проводите линию через эти "точки", смотрите, куда она идет дальше, и делаете вывод, что завтра персональный компьютер будет выглядеть как сережка в ухе.

Но это самый простой пример. В первую очередь футурологу необходимо умение наблюдать. Потому что в нашем сложном мире далеко не все можно формализовать, логически вывести. Представьте, что какой-то страной год за годом правят престарелые правители вроде Брежнева-Ельцина. Казалось бы, так и будет продолжаться, да? Но если вы замечаете, что в этой системе есть трещина, что в народе накапливается раздражение, вы можете прикинуть силу "ожидания события" и даже предположить, что следующий лидер ожидается совсем другим - молодым и спортивным. Это, конечно, тоже грубый пример. Но сама идея "потенциала ожидания", понимание этого "маятника гармонии" на грани порядка и хаоса зачастую помогает делать такие прогнозы, которые другим кажутся невероятными. Просто нужно смотреть на ситуацию шире, вот и все.

Из предсказанного футурологами сбывается многое, хотя абсолютно точных попаданий не бывает, скорее совпадают тенденции. Мне сразу вспоминается книга "Яйцо Чингисхана" Александра Тюрина, написанная в середине 90-х. В этой книге исламские террористы захватывают World Trade Center в Нью-Йорке, и даже дата совпадает - сентябрь 2001-го. В моем романе "Паутина" тоже нарисовано несколько картинок будущего, которые сбылись через несколько лет. Тут, правда, можно сказать, что они "подсмотрели"... Но вряд ли, тираж был маленький. Другое дело, если я в вашей газете скажу, что нашим следующим президентом будет Шойгу. Тут уж явно подсмотрят. Так что я лучше не буду это говорить!

Сегодня футурология активно развивается, хотя и не обязательно под таким названием. По сути, это просто умение видеть мир "без очков и шор". Сейчас это необходимо, особенно в России, поскольку старые модели мира уже не годны, а найти новые - большая проблема. Тот, кто будет мыслить старыми шаблонами, просто проиграет в столкновении с будущим. Потому что сигареты Marlboro, которые делают в Китае и продают в России - это уже совсем не "американский бизнес". А люди, которые собрались в Москве в сообщество владельцев праворульных машин - это совсем не японцы. И эту новую картину мира, эту "войну сетей" надо видеть, чтобы выбрать себе правильное будущее. Так что футурология нужна и важна - но только в том случае, если под ней понимается незамутненный взгляд на мир, а не рекламное шарлатанство.



СБЫВШИЕСЯ ПРОГНОЗЫ ИЗ РОМАНА МЕРСИ ШЕЛЛИ "ПАУТИНА" (1999 г.)

1) Кибер-поэма Вознесенского:

"С другой стороны зала раздалось заунывное старческое бормотание: "Линк... линк... лин... клин... клин!..." - какой-то ретроград купил мультимедийную версию "Киборща" Вознесенского. Бормочущий голос закончил превращение "линка" в "клин" и смолк, но после паузы начал следующий круг: "Яху... яху..." Я не стал дослушивать, к чему в этот раз сойдется Вознесенский, и поднялся на второй этаж".

В реальности - Вознесенский написал поэму про Интернет в конце 2000-го.

2) Женщина-губернатор Питера:

"Говорили, что нынешняя мэр города, ярая феминистка, развернула широкую, хотя и неявную кампанию против фаллических символов в городской архитектуре. Законодательному Собранию, посвятившему этой проблеме специальное закрытое заседание, как будто удалось отстоять некоторые крупные столбы и стамески, понатыканные на больших площадях. Но что касается столбиков поменьше, их спешно реконструировали с учетом новых политико-архитектурных веяний, то есть заменяли на низкие круглые павильончики, прудики с умеренными фонтанами и прочие композиции горизонтально-вогнутой ориентации..."

В реальности - Валентина Матвиенко стала губернатором в 2003-м.

3) Суд над библиотекой Мошкова:

"Внутри "Тетрис" не особенно изменился за последние годы. На стенах - все те же гипсовые барельефы со зверями и фруктами, что висели здесь в девяностых. Над стойкой за спиной бармена - все тот же кусок эльбума с нарочно рваными краями: стиль первого десятилетия. И даже фото на этом цифровом панно никто так и не перегрузил - все та же классическая картина времен УСОРМа: "Суд над библиотекой Мошкова за систематическое нарушение закона об авторском праве"...

В реальности - суд над Мошковым случился в 2004 г.

4) Православные патрули в поездах:

"В вагон вошел патруль. Волна испуганной тишины говорила достаточно и о типе патруля. Приход алексиевцев невозможно было спутать даже с рейдом ОМОНа. Сидевшая напротив меня женщина с картофельным носом и большой корзиной трижды перекрестилась и прошептала молитву. Ее молодая спутница с носом того же корнеплодного типа одернула юбку и стала застегивать верхнюю пуговку воротника. Пуговка не давалась, девушка судорожно теребила воротник дрожащими пальцами - но вдруг широко распахнула глаза и замерла, как кролик перед удавом.

В проходе выросли три черные пуленепробиваемые ряс-палатки, увенчанные тремя головами с одинаковой стрижкой в стиле "брит-поп". Золоченые крестообразные АКЭЛы покачивались на крепких шеях, разбрасывая ослепительные зайчики. Такие же крестики, но в миниатюре - эмблема святназа - сияли в петлицах. Слезоточивые гранаты РПЦ-5 звякали на поясах..."

В реальности - РБК, 2005: "В российских поездах появятся миссионеры РПЦ".

5) Музыкальный инструмент из компьютерных дисков:

"Мониторы всех машин погасли, а винчестеры, наоборот, закрутились. Да так закрутились, что из их совместного визга сложилась пинк-флойдовская "Money". Никто даже не врубился сначала - звучало как настоящий симфонический оркестр. А винчи доиграли до конца и снова начали. И так три с половиной раза все ту же "Money" пилили, пока их не обесточили..."

В реальности - "Тостер", 2002: Звуковые колонки из старых жестких дисков.

6) Сообщество взломщиков рекламы:

"Несколько специалистов-графиков, потерявших работу в крупном рекламном агентстве Новосибирска, закатили эффектную акцию протеста. Вся методология рекламного бизнеса была брошена ими на то, чтобы преобразовать логотипы и слоганы известных фирм в нечто, вызывающее строго отрицательные эмоции. При этом "негативы" выполнялись так, что по-прежнему сильно напоминали оригинальную рекламу. Так что отвращение, вызванное пародиями, распространялось и на оригинал, как и было задумано. Идея "харе", или "хакнутой рекламы", была подхвачена повсеместно. Некоторые умудрялись хакать даже стереостенды. В московском метро в течение трех дней вместо "Живи со вкусом!" висело "Умри со вкусом!".

В реальности - такое сообщество появилось в 2004-м в "Живом Журнале".


СБЫВШИЕСЯ ПРОГНОЗЫ ИЗ РОМАНА МЕРСИ ШЕЛЛИ "2048" (2001 г.)

1) Патент на технологию "говорящих могил":

"Но кто первый оставил покойнику не телефон, а комп? Кто первый снабдил оставленный в гробу комп программой-автоответчиком? Наконец, кто первый догадался, что лучший автоответчик - это персональный искин, который провел с человеком многие годы и знает о нем столько, что может с успехом имитировать умершего хозяина?... Стало быть, все отстегивают одному попу только за то, чтобы переключить шкурку в режим автоответчика и оставить на кладбище? Хорошо устроился папаша!"

В реальности - Mednovosti.Ru, 2004: "Американец запатентовал говорящих покойников"

2) Обувь с искусственным стуком каблуков:

"Обувь как обувь - без декоративной пыли, но и не самомоющаяся. Ни германских реактивных движков, ни испанских биозастежек с глазами. Да и аудиоприставки как будто нет: никакого цоканья, хлюпанья, скрипа..."

В реальности - Membrana.Ru, 2005 г: "Дизайнеры создали ботинки с невидимыми каблуками"

3) Пересадка жизненно важных органов в другие места организма:

"Она представила, как пробивает усатому маэ-гири в пах. Потом на всякий случай добавила два хинэри-учи под мышки - эти парни из спецслужб нередко перешивают жизненно важные органы в другие места...".

В реальности - Mednovosti.Ru, 2004: "Яичник пересадили в руку для защиты от радиации"

4) Устройство для чтения "внутреннего голоса":

"Нет, мысли он и так не мог читать, поправила себя Вэри. Вот когда ты про себя что-то проговариваешь - да, может снять движения языка. И мимику. И движения глаз. Что еще там Марта вещала на тему мозга? Томографы, эмпатроны... Кажется, искин может отследить эмоциональное состояние. И паттерны некоторых реакций - когда врешь, когда хочешь сделать что-то конкретное. Все это вместе, с учетом твоих персональных данных и собственных наблюдений искина, и дает технологию "внутренний голос". Словно он и вправду мысли читает."

В реальности - Membrana.Ru, 2004: "Создан аппарат, читающий мысленную речь"

5) Бабочки с рекламой на крыльях:

"Краем глаза Сол различил прилипшего к лобовому стеклу махаона с ярким стереопарным логлем на крыльях. Бабочка чуть пошевелилась. Перед носом Сола опять появилась объемная мультяшка".

В реальности - журнал "Парадокс", 2002: "Американские ученые создали первую в мире генетически модифицированную бабочку, на крыльях которой можно рисовать новые узоры. Они предложили свои услуги торговым компаниям - использовать бабочек для рекламы, размещая на нежных крылышках логотипы и слоганы".



[комментировать]


Алексей Андреев для "Re:Акции"
fuga.ru
06.2005