GENET & DNART
Изначально это задумывалось как одна большая статья о необычных перспективах генетики. Но вышло так, что два разных журнала одновременно заказали мне две маленькие колонки. Так что одну часть я послал одному журналу, а другую - другому. Здесь, на сайте, они снова вместе.
ГЕНЕТИЧЕСКИЙ ИНТЕРНЕТ (GeNet) Чуть ли не каждый месяц в СМИ появляются новости о "расшифровке генома" очередного живого существа. Может показаться, что такие находки связаны исключительно с удовлетворением научного любопытства ученых. На самом же деле, эти исследования обещают привести к созданию информационной системы, которая будет активно использоваться в повседневной жизни людей, далеких от науки. Но прежде чем рассказывать о "генетическом Интернете" будущего, давайте вспомним, как развивался обычный Интернет. Он начался с больших компьютеров, доступных лишь ученым. И даже "надстройка" World Wide Web, позволяющая путешествовать от сайта к сайту по ссылкам, была создана в CERN для обмена результатами научных исследований. Позже Интернет оброс более доступными "персоналками", пользователями которых стали миллионы обычных людей. Наконец, появились карманные устройства с беспроводным доступом (наладонники, мобильные телефоны): они не используются для хранения больших массивов данных, но позволяют в любое время найти в Сети и скачать себе нужные документы. Представьте теперь аналогичную систему, где основными данными являются не текстовые документы, а результаты реакций для анализа ДНК. "Большие компьютеры" - это аппаратура крупных исследовательских проектов по расшифровке геномов (Human Genome Project и др.). "Персоналки" - аппаратура небольших лабораторий, где проводят стандартные анализы по выявлению различных "генетических отпечатков" на основе уже имеющихся баз данных из "больших машин". Уже сейчас в основе этих "генетических персоналок" лежат довольно миниатюрные геночипы: на матрице размером в несколько миллиметров располагаются несколько тысяч ячеек, и в каждой проходит своя реакция-микротест. 20 назад для этого потребовалась бы лаборатория с несколькими тысячами пробирок! Правда, пока такие геночипы достаточно дороги, и работа с ними требует дополнительного оборудования. Но технология развивается, и по прогнозам экспертов, достаточно портативные ДНК-сканеры появятся уже лет через 5 лет. В первую очередь это будут устройства, делающие анализы не "на все, что можно", а лишь на какую-то специфическую вещь - например, на туберкулез. Уже есть примеры и вполне "бытовых" ДНК-чипов. Прибор bioMerieux FoodExpert-ID от компании Affymetrix может идентифицировать следы в пище от 12 разновидностей млекопитающих, 5 видов домашней птицы и 16 разновидностей рыбы. Если религия или диета запрещают вам есть мясо, вы можете проверить, насколько "вегетарианским" является блюдо, поданное в ресторане. В дальнейшем список "живности", идентифицируемой подобными сканерами, будет расширяться. В лесу вас укусило насекомое - вы просканировали его и убедились, что это вовсе не энцефалитный клещ. А сколько возможностей дает применение таких сканеров к людям! Страховой агент сможет моментально выяснить не только все болезни клиента, но и приблизительную продолжительность его жизни (соответствующие гены обнаружены в Университете Джона Хопкинса). А милиционера с ДНК-сканнером преступники уже не обманут фальшивыми документами (при условии, конечно, что ДНК-отпечатки эти преступников есть в базе). Однако уже по последним примерам ясно, что развитие "генетического Интернета" быстро упрется в проблемы этики. Британский генетик, нобелевский лауреат Пол Норс полагает, что вскоре мы столкнемся с неравенством по "генетическим признакам". Примеры тоже есть: в этом году два монгольских ресторана в Лондоне объявили, что в течение недели будут бесплатно кормить тех посетителей, которые по результатам ДНК-теста окажутся потомками Чингисхана. Очевидно, в разных странах решать эти проблемы будут по-разному. В июне этого года я побывал на брифинге "Генетический и продовольственный терроризм" в Общенациональной Ассоциации генетической безопасности России. И задал там вопрос о персональных ДНК-сканерах для контроля генетически-модифицированных продуктов. По мнению вице-президента ОАГБ Алексея Куликова, такие устройства появятся не скоро, а контролем ГМ-продуктов должны заняться отдельные институты "по лицензии государства". Можно предположить, что такой подход связан не только с технологией, но и с внутренней политикой. Вспомните: в США любой может завести себе пистолет для самозащиты, а в России это разрешено лишь ограниченной группе населения. Кстати, об этой группе: МВД России уже планирует введение в стране "генетических паспортов" на основе образцов ДНК, взятых у новорожденных. Заметьте, что об использовании таких паспортов для лечения россиян речи не идет - они нужны лишь МВД для "идентификации подозреваемых". Впрочем, не будем о грустном. К тому времени, как описанные ДНК-сканеры станут массовыми, пройдет еще много времени. И возможно, следующие поколения сами придумают, как их правильно использовать. А то, что для них это станет обычным делом, не вызывает сомнений. Американская компания Discovery Communications уже продает игрушку DNA Explorer Kit. Этот "генетический конструктор" всего за $80, включающий мини-центрифугу, систему электрофореза, "магнитный" миксер и набор реактивов, позволяет детям от 10 лет самостоятельно извлекать и анализировать ДНК из чего угодно. То ли еще будет!
ГЕНЫ КАК ИСКУССТВО (DNArt) Летом этого года скончался Нобелевский лауреат Френсис Крик, один из первооткрывателей структуры ДНК. Это открытие, сделанное в 1953 году, не только перевернуло биологию и медицину, но и дало старт новым видам искусства. Включая и такие, которые могут угрожать жизни человека. До XX века художники, черпавшие вдохновение в живой природе, могли использовать лишь образы крупных биологических объектов. Но микроскопы открыли им совершенно новый мир. В массовом искусстве это наиболее ярко выразилось в кино: увеличенные микроорганизмы стали прообразами инопланетных чудовищ и их космических кораблей. Что касается высокого искусства, здесь самый большой бум вызвала молекула ДНК. В конце XX века образ "двойной спирали" вовсю использовался в дизайне лестниц, мебели, посуды. За спиралью пришла очередь ее составляющих - последовательностей нуклеотидов. В Государственном университете Нью-Джерси был разработан метод перевода этих кодов в музыку (ndbserver.rutgers.edu/atlas/music/). А в 2001 году японец Нобуо Мунаката, записывая такую "генетическую музыку", выяснил, что вирус СПИДа звучит как восточный напев. Изначально "озвучивание ДНК" было просто удобным способом представления научных данных. Но вскоре подключились и музыканты: группа The Shamen использовала элементы ДНК-музыки в одном из своих альбомов. Наконец, самая последняя "детализация" структуры ДНК привела к появлению дизайна, в котором используется персональный генетический профайл заказчика. Бусы и коврики с подобным "личным" орнаментом делает компания DesigNAgifts (www.designagifts.co.uk). Сейчас арт-проектов такого рода очень много. Попытаемся выделить наиболее яркие направления: 1) Не секрет, что социальные катаклизмы - один из факторов, влияющих на моду. А главным врагом человека, как отмечал еще Пастер, являются вирусы. Просто эти враги до сих пор оставались невидимыми. Но теперь и они могут диктовать моду: компания Infectious Awareables (www.iawareables.com) продает шарфы и галстуки, украшенные снимками возбудителей разнообразных болезней. Более того, ее новые модели отражают самые свежие "веяния" инфекционного мира: "сибирская язва", SARS, прионы "коровьего бешенства"…. На первый взгляд, это слегка пугает. Однако не исключено, что когда люди разберутся с другими проблемами, борьба с врагами "на микроуровне" действительно станет одной из основных тем искусства. По крайней мере, первый красочный фильм-ужастик о нападении вируса на бактерию уже снят в этом году в Purdue University. 2) Вместо пассивного копирования образов микромира художники уже используют объекты этого мира в качестве "материала". В китайской компании DNA Tech (www.dnatech.com.hk) можно заказать кулон с ДНК своего любимого человека, а в британской Biopresence - целое дерево с генами умершего, чтобы высадить на кладбище вместо могильного камня. Таким образом, наш век дает историкам будущего куда более богатый материал, нежели те черепки, что остались от прошлых цивилизаций. Ведь по ДНК человека можно восстановить очень многое - возможно, даже самого человека. 3) Если деревья из предыдущего примера будут размножаться, то размножится и записанное в них "послание". Но в микромире есть и более надежные носители информации. Два года назад ученые Тихоокеанской северо-западной национальной исследовательской лаборатории штата Виржиния закодировали текст песни "It's a Small World" с помощью четырех оснований ДНК, а затем ввели искусственное ДНК в бактерии E. coli и Deinococcus radiodurans. Первая них - обитатель нашего кишечника. А вторая легко выдерживает высокие температуры, отсутствие воды и очень большие дозы радиации (в 1000 раз больше, чем смертельная доза для человека). Песня, записанная на таком носителе, выдержит даже ядерную войну. Это ли не мечта художника - сохранить свое творение в вечности? 4) Генная инженерия может быть использована для выращивания более крупных "шедевров". В 2000 году художник Эдуардо Кац (www.ekac.org) создал светящегося зеленым светом кролика, используя для этого гены светящейся медузы. А в этом году в США попал под суд Стив Кертц - художник, который собирался устраивать микробиологические "перформансы" уже среди людей. После скоропостижной его смерти жены полиция обнаружила у него дома серьезное лабораторное оборудование. Керц входил в группу Critical Art Ensemble, которая предлагала в качестве "арт-проектов" выпускать на волю генетически-модифицированные бактерии. Правда, связь смерти жены с опытами Керца не доказана. Ему светит лишь обвинение в незаконном приобретении биоматериалов. Тем не менее, в будущем вполне вероятны такие "перформансы", небезопасные для жизни зрителей. Но с другой стороны, ведь и цирковые выступления со слонами тоже небезопасны. Если в будущем люди научится "дрессировать" микроорганизмы так же хорошо, как слонов, то "общение" с ними вполне может стать массовым искусством. И может быть, именно тогда, украсив тело декоративным лишаем и отправившись на сеанс галлюциногенного гриппа, человек наконец снова ощутит себя частью Природы.
Алексей Андреев для журналов "Кент" и "Что Нового в науке и технике"
Понравилось? Пиши отзыв!
www.fuga.ru
10.2004