ПОТОМУ ЧТО БЕЗ ВОДЫ...




Анализируя версии происхождения некоторых древних сооружений, трудно отделаться от мысли, что эти гиптезы гораздо больше говорят о тех, кто их выдвигает, нежели о самих постройках. Люди, относящиеся к древним культурам с благоговением, настаивают на особых "сакральных знаниях", которые утеряны современной цивилизацией. А те, кто считает людей прошлого грубыми и необразованными, обычно связывают гигантские сооружения с варварскими культами или с раздутым самомнением древних правителей.

Но что если отнестись к создателям загадочных сооружений как к нормальным людям - таким же, как мы, просто использовавшим другие технологии для удовлетворения своих потребностей? Например, если человек живет в пустыне - ему нужна вода.


ТКАЦКИЙ СТАНОК ДЛЯ ИНОПЛАНЕТЯН

Рисунки пустыни Наска можно было бы назвать "самым большим произведением человеческого искусства". Но тогда пришлось бы объяснить, для какого зрителя предназначено это произведение. Ведь с земли, с точки зрения обычного человека, эти творения в южной части Перу не особенно впечатляют. Там и сям навалены груды темных камней, которые зачем-то убраны с одного места и перенесены на другое. Оставшиеся без камней участки песка и глины имеют более светлый цвет. Вот и все искусство. С тех пор, как в 1927 году на эту странную "стройплощадку" наткнулся перуанский археолог, прошло еще несколько десятилетий, прежде чем люди начали исследовать их с самолетов. И обнаружили, что с высоты открывается совершенно особый вид: расчищенные участки складываются в линии, трапеции, огромные фигуры животных... Всего на этой огромной картине площадью более 800 квадратных километров насчитывается более 1000 элементов, созданных где-то между III веком до нашей эры и VIII веком нашей эры. Неточность даты объясняется просто: создатели рисунков не оставили никаких письменных свидетельств о своей культуре.

Вполне естественно, что рисунки, видимые только с высоты птичьего полета, в первую очередь породили множество "небесных" версий своего происхождения. Самая очевидная из них - рисунки как знаки для богов, клановые символы или символы природных стихий. Это позволяет объяснить лишь некоторые элементы картины, но не все. Дело в том, что рисунки делятся на два типа: несколько десятков "биоморфов" (изображения растений и животных) и около 900 "геоглифов" (прямые линии, треугольники, зигзаги, трапеции, спирали и круги). Если религиозный символизм животных еще более-менее понятен, то что означает геометрическое буйство геоглифов?

Первый массовый всплеск интереса к рисункам Наска связан с выходом книги швейцарского писателя Эриха фон Деникена, который предположил, что эти линии оставлены космическими кораблями инопланетян. Но если судить по количеству рисунков, в пустыне Наска у пришельцев был не просто космодром, а целый полигон. Почему же от них самих ничего не осталось? К тому же камни не оплавлены и не расколоты - они именно отброшены в сторону, скорее всего вручную.

Настолько же неподтвержденной осталась и более "земная", но все еще связанная с небом версия о том, что представители культуры Наска сами умели летать - и создали для себя разметку "воздушных путей". По мнению американца Джима Вудмана, индейцы использовали воздушные шары. По другим версиям, разметка предназначена для планеров. Увы, никаких свидетельств существования таких летательных аппаратов тоже не нашлось.

Наконец, еще одна "небесная" версия - огромный звездный календарь - тоже не выдержала критики. Ее выдвинула немецкий астроном Мария Райхе, которая в течение пятидесяти лет изучала феномен Наска, вручную расчищая рисунки метлой и измеряя их. Увы, согласно более поздним исследованиям Национального Географического общества, направление линий Наска совпадает с направлением на известные созвездия и планеты не более чем в 20% случаев, что может означать чистую случайность.

Помимо перечисленного, существует еще несколько десятков гипотез. Прежде, чем перейти к самой реалистичной, упомянем напоследок самую абсурдную. По мнению профессора Генри Стирлина, рисунки Наска представляют собой... огромный ткацкий станок. Стирлин отмечает, что в культурах древних индейцев было принято делать ткани из одной-единственной нити. А поскольку индейцы не были знакомы с технологией колеса или катушки, то они выстраивались рядами по несколько сот человек для того, чтобы держать нить - и рисунки Наска якобы определяли позицию этих "живых катушек". Очередной пример того, что современники очень любят держать древних за дураков.


ВОДЯНАЯ КАРТА

Пустыня Наска - одно из самых засушливых мест на планете. Неудивительно, что его исследуют не только фанаты инопланетян, но и люди, интересующиеся тем, каким образом в древности решалась "водяная проблема". Один из них, американец Дэвид Джонсон, в 1996 году начал изучать археологию пустыни Наска, а в особенности - древнюю систему водоснабжения. Вскоре он стал замечать интересные совпадения. Во-первых, места расположения древних колодцев и акведуков совпадали с зонами геологических разломов - видимо, именно через эти разломы вода из предгорий Анд попадала в пустыню. Во-вторых, такие "водяные места" обычно оказывались помечены геоглифами. Рисунки в виде трапеций располагались точно над подземными трещинами, причем ширина трапеции соответствовала ширине зоны разлома. Рисунки-треугольники указывали места, где разломы пересекались с горными хребтами. С другой стороны, зигзаги по краям рисунка помечали зоны, где воды нету. Кроме того, "в водяных местах", совпадающих с разломами и отмеченных геоглифами, обычно находились и останки древних поселений. Получалось, что древние обитатели пустыни Наска находили подземную воду, поселялись около нее, а заодно и размечали найденный подземный ресурс с помощью каменных рисунков.

Частично эту гипотезу помог подтвердить Стив Маби, гидрогеолог из Университета Массачусеттса. Во многих случаях источники воды удалось найти именно там, где указывал Джонсон - на основе "разметки" геоглифов. Кроме того, Маби сравнил пробы воды из рек, протекающих по Наске, а также из древних колодцев, указанных Джонсоном. Оказалось, что химический состав воды разный: та, что в колодцах, действительно приходит другим путем - с гор через подземные разломы, а не из местных рек.

Правда, в гипотезе Джонсона тоже есть "трещины", и главная из них - вопрос о том, как древние индейцы определяли местонахождение подземной воды. Предлагаемая Джонсоном техника "лозоходства" не признается классической наукой. Хотя у этого метода есть вполне научное объяснение. Дело, конечно, не в магических свойствах лозы. Просто человек, так же как многие животные, может чувствовать перепады влажности воздуха. А прут в руке лозохода позволяет лучше заметить реакцию организма.

Кроме того, даже критики гипотезы Джонсона в последнее время все больше склоняются к "водяным версиям" - хотя и менее радикальным. Так, профессор астрономии и антропологии Энтони Авенти полагает, что места пересечения линий Наска указывают на стратегически важные места в смысле наземных источников воды. А линии между ними являются "дорогами" для пилигримов, которые ходили в эти священные места на поклонение "водяным богам". При этом сами шествия по заданным линиям также являлись своеобразным ритуалом заклинания сверхъестественных сил, которые отвечают за хорошую погоду и изобилие воды.

Размышляя над приведенными "водяными гипотезами", автор данной статьи придумал и еще одну, свою собственную. Как можно заметить, во всех предыдущих версиях предполалось, что водяная разметка Наска - это запланированная акция. Но не исключено, что рисунки-геоглифы являются лишь побочным эффектом поисковых операций. Представьте: по пустыне идет шаман-лозоход, который обладает способностью чувствовать воду. Однако он не может точно сказать, на какой глубине находится вода и где она может выходить на поверхность. Поэтому вслед за шаманом движется группа "раскопщиков". Они убирают камни до уровня твердой глины в тех местах, где указал лозоход. Если вода не найдена - переходят на новое место. В результате группа в конце концов находит источник, а позади них остается "дорожка", расчищенная от камней. Впоследствии она и становится ритуальным маршрутом.


ПИРАМИДА-КОНДЕНСАТОР И БЕСШУМНЫЙ ВОДОПРОВОД

Поможет ли "ориентация на воду" разгадать тайны других древних построек в пустынных районах Земли? Есть по крайней мере еще один тип сооружений, к которым ученые тоже подошли с "водяной гипотезой".

Тайны египетских пирамид давно будоражат умы далеко за пределами Египта. Многим знакомы мини-пирамидки, которые устанавливаются сейчас даже в России и якобы обладают мистическими свойствами. Однако сотрудники Института биофизики РАН в позапрошлом году пришли к выводу, что никакого волшебства в египетских пирамидах нет - это всего лишь тепловые машины. Как и любое здание, пирамида нагревается днем и остывает вечером. Объекты, находящиеся внутри, при нагревании испаряют влагу. Пар остывает и конденсируется на стенках. При этом в пирамидальной камере испарение должно происходить быстрее, чем в кубической - но за счет геометрических, а не мистических свойств. Для проверки точности своих расчетов биофизики сделали из картона две камеры: пирамиду 40х40х24,5 см и куб 26х26х26 см. Опыт подтвердил, что в пирамиде вода испарятся в 1,6 раза быстрее, чем в кубе. Хорошими испаряющими свойствами сооружений такой формы объясняются и другие "пирамидальные" феномены - быстрое прорастание семян, быстрое усыхание, необычные чувства у людей и т.п.

Правда, российские ученые пришли к выводу, что подобные тепловые машины имеют низкий КПД не представляют практического интереса. А вот канадский инженер Геральд Дюпон думает иначе. Последние шесть лет он тоже изучал "испаряющие" способности пирамид для совершенно конкретного приложения: превращения соленой морской воды в пресную питьевую. Построив уменьшенную металлическую копию пирамиды Хеопса, Дюпон убедился, что если поместить в подземную камеру пирамиды воду и нагревательный элемент, получается отличный дистиллятор.

Конечно, в случае пирамид "водяная гипотеза" звучит не столь убедительно, как в истории с рисунками Наска. Но одно можно сказать точно: современная цивилизация не является "самой-самой" буквально во всех областях человеческой деятельности. Чаще всего мы замечаем превосходство древних культур лишь в области искусства: европейский Реннесанс, эпоха Хэйнан у японцев... Но то же самое касается и некоторых технологий, особенно тех, что связаны с удовлетворением самой насущной потребности - с добычей воды. И не удивительно, что даже в очень известных сооружениях древности до сих пор таится масса нераскрытых, но вполне полезных "примочек". К примеру, лишь совсем недавно представителям калифорнийской строительной компании CTC/United Defense удалось с помощью компьютерного моделирования раскрыть несколько секретов древнеримского водопровода, построенного в III веке нашей эры. Оказалось, что отверстия в некоторых водопроводных камнях были сделаны специально для снижения турбулентности потока, а текстура стенок каменных труб выбрана именно такой, чтобы гасить волны, но при этом не тормозить воду. Вспомните об этом, когда труба вашего водопровода XXI века в очередной раз начнет гудеть на весь дом.


Алексей Андреев для журнала "Парадокс"

Понравилось? Пиши отзыв!
www.fuga.ru
06.2004