ЗЕМЛЯ ОТБИТОВАННАЯ




Говоря о местах, где наиболее активно развиваются новые технологии, мы обычно представляем себе большие города развитых государств. Однако расположение этих центров цивилизации было определено такими отнюдь не современными факторами, как торговые пути кораблей или пригодная для земледелия почва. С развитием информационной индустрии "столицами прогресса" могут стать совсем другие территории - маленькие острова, разбросанные в океане.



ШАГ 0: СИЛАНДСКАЯ МОДЕЛЬ


В 1966 году британский майор в отставке Падди Рой Бейтс высадился на заброшенной военной платформе недалеко от берегов Великобритании и провозгласил этот никем не занятый "остров" своим княжеством. Вопрос легальности Силандии не до конца решен и по сей день. С одной стороны, в 1968 году британский суд признал эту платформу, имеющую всего несколько метров в поперечнике, суверенным государством. С другой стороны, не признанная никакими другими государствами, виртуальная Силандия многократно мелькала в криминальных историях. Эндрю Кунанан, подозреваемый в убийстве дизайнера Джанни Версаче, имел силандский паспорт. "Корочки" силандских дипломатов активно использовали наркодиллеры разных стран. Несколько лет назад "силандская мафия" даже организовала 50-миллионную сделку по поставке из России в Африку большой партии оружия, включая МИГи, тяжелую артиллерию и танки. Казалось бы, после разоблачения этой группы испанской полицией история Силандии как очередной международной аферы должна закончится. Не тут то было! Разоблаченная мафия не имела никакого отношения к настоящей Силандии. Зато в 2000 году вполне легальная группа бизнесменов, заключив договор с настоящими "князьями Силандии", организовала компанию HavenCo. Основным бизнесом компании стало предоставление "информационного убежища" зарубежным IT-компаниям, которые не могут обеспечить "неприкасаемость" своих серверов в собственных странах в силу местных законов о цензуре. Среди основателей компании - известный шифропанк Райн Лэки, основатель фирмы компьютерной безопасности C2Net Software Самир Парех и глава компании-инкубатора Neoteny Йоити Ито. Завести "совершенно секретный" почтовый Linux-сервер в Силандии стоит 1500 долларов за месяц, один персональный почтовый ящик - 300 долларов в месяц.

Несмотря на уже полученные миллионы инвестиций, судьба этой "камеры хранения в трех миллисекундах от Лондона" все еще под вопросом. Даже если Силандия будет формально признана другими государствами, они могут использовать против нее законы, запрещающие компаниям своих стран работать с подобными оффшорами. Тем не менее, сегодня Силандия остается самой универсальной моделью IT-центра будущего: физически изолированный искусственный остров, юридически независимое мини-государство и электронно-защищенное "цифровое убежище". В других частях света все эти стратегии реализуются отдельно - зато более успешно.



ШАГ 1: ДОМЕННЫЙ ОФФШОР


Международную организацию ICAAN, ведающую распределением адресного пространства в Интернете, уже много лет ругают за консерватизм в отношении создания новых доменных зон. Изначально их было создано всего три - .COM, .ORG и .NET (закрытую военную зону .MIL можно не считать). Только недавно к ним добавилось еще несколько зон, включая .INFO, .AERO и .NAME. Но даже с этими зонами чувствуется недостаток "места": короткие, легко запоминающиеся адреса быстро разбираются.

Однако общественность быстро смекнула, что можно более творчески использовать национальные домены. Их-то как раз великое множество: любому, даже микроскопическому государству положен свой суффикс. Самым ярким примером "доменной экономики" служит зона .TV, изначально принадлежавшая тихоокеанскому острову Тувалу с населением в 10 тысяч человек. "Телевизионный" домен оказался весьма привлекательным для телекомпаний и прочих околотелевизионных сайтов. В 1998 году правительство Тувалу продало домен .TV канадскому бизнесмену Джейсону Чепнику за 50 миллионов долларов. Один лишь начальный взнос - 18 миллионов долларов - на 50 процентов увеличил валовой национальный доход. Это позволило стране перестать торговать "телефонным сексом", вступить в ООН, провести электричество на отдаленные мелкие островки и оборудовать больницы и школы.

Доменные оффшоры ценятся не только за красивые суффиксы. Их активно используют для регистрации ресурсов, содержание которых считается нелегальным в их родной стране. Например, в 1999 году сайты с компроматом на российских политиков и предпринимателей было модно размещать в домене островного государства Ниуэ (lujkov.nu, primakov.nu, chernoi.nu).



ШАГ 2: КАБЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ


Островное государство Маврикий тоже начинало свою цифровую карьеру с торговли адресами: в национальном домене .MU нашли пристанище тысячи музыкальных сайтов. Однако в прошлом году власти Маврикия начали строить более серьезную цифровую индустрию. Одной из причин этого решения стали новые правила ВТО, грозящие подорвать старую экономику острова, которая основана на экспорте сахарного тростника и текстиля.

С другой стороны, недавно через Маврикий прошла волоконно-оптическая магистраль SAFE, связывающая Португалию и Малайзию через Африку и Индию. С учетом этого изолированный остров в Индийском океане оказался идеальным местом для сохранения резервных копий корпоративных данных на случай хакерских или террористических атак. В прошлом году индийская компания Infosys Technologies инвестировала 25 миллионов долларов в постройку собственного инфо-убежища на Маврикии. Аналогичные проекты вынашивают Microsoft и Hewlett Packard. Сейчас в нескольких километрах от столицы острова на месте плантаций сахарного тростника развернулась огромная строительная площадка, где приехавшие из Индии рабочие строят кибер-город. А по отдаленным деревням Маврикия курсирует специальный кибер-автобус, который обучает крестьян навыкам работы на компьютере.



ШАГ 3: ЛЕТУЧАЯ ГОЛЛАНДИЯ


В деле строительства IT-индустрии на голых островах лидирует, конечно же, Япония. Именно ограниченность собственных природных ресурсов привела в XX веке к "японскому экономическому чуду", сделав Японию лидером среди производителей электроники. Эта же страна первой занялась строительством искусственных островов для самых разных нужд. Достаточно упомянуть остров-аэропорт Кобе и островной спортивный комплекс Маисима в Осаке.

Но даже при том, что японцы располагают на искусственных островах высокодоходные предприятия, такие проекты требуют огромных затрат и до сих пор подвергаются критике со стороны экологов. С большим скептицизмом относятся к ним и в Израиле. Группа инженеров университета Technion, находясь под впечатлением от японских достижений, уже давно разработала план строительства в Средиземном море двух островов площадью по одному квадратному километру. Но на строительство этой пары нужно потратить два миллиарда долларов, а представители местного бизнеса очень сомневаются, что затея окупится.

В связи с этим любопытно вспомнить, что история создания японских искусственных островов началась не просто с "дополнительного места", а именно с оффшора. В 1641 году Япония закрыла все свои порты для иностранцев. Вплоть до 1858 года единственным шлюзом для общения с "нечестивыми" голландскими торговцами оставался искусственный остров Дедзима, построенный в 1636 году около порта Нагасаки. Рядовым японцам под страхом смерти было запрещено посещать остров, а иностранцам - выходить на континент. В то же время представители японских властей регулярно общались с голландскими купцами с Дедзимы, узнавая у них о новых технологиях Запада. На протяжении более чем 200 лет это "голландское учение" ("рангаку") было единственным каналом, через который Япония получала знания о культурах других стран. Искусственный остров окупился с лихвой - именно потому, что был "исключением из правил".

Вполне вероятно, что в XXI веке роль "острова-исключения" для других стран опять суждено сыграть Голландии. Почти треть ее территории уже затоплена, да и из оставшейся земли значительная часть находится ниже уровня моря, которое все время поднимается. В этих условиях голландцы активно развивают проекты по строительству плавучих домов, офисов, оранжерей, дорог и целых плавучих городов. Однако такая жизнь способствует далеко не всякой индустрии. А вот информационный бизнес тут как раз процветает. Случайно или нет, но именно в Голландии базируется компания KaZaa, известная своей системой обмена музыкальными файлами. В прошлом году Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки, уже закрывшая Napster и ряд других аналогичных "пиратских систем", не смогла добиться запрета на KaZaa в голландском суде. Чем немедленно воспользовалась еще одна голландская компания, которая решила сделать бизнес именно на разработке файлообменных систем - запрещенных в США, но вполне легальных в Голландии. Справедливости ради стоит заметить, что новый сервис компании PGR под названием Honest Thief ("Честный вор") предполагает не только доступ к коллекциям музыкальных файлов, но и довольно инновационный механизм оплаты. Пока пользователь системы скачивает музыку, его компьютер проделывает некоторые дополнительные вычисления, что и является платой за услуги.

Еще одним интересным видом оффшора, окупающего создание искусственных островов, могут стать запрещенные компьютерные игры. Основа для такой модели заложена давно: в странах, где запрещены азартные игры, казино располагаются на кораблях, которые формально относятся к другим государствам. В последнее время о запрете жестоких компьютерных игр заговорили во многих странах. Между тем, в самих играх создаются целые страны со своей экономикой: так, в игре EverQuest есть виртуальная страна Норрат, "имуществом" которой можно торговать на обычных онлайновых аукционах. Из валового национального продукта на душу населения приходится 2266 долларов. По этому показателю виртуальный Норрат оказывается на 77 месте в мире, аккурат между Россией и Болгарией. В случае гонений такая страна вполне может позволить себе островное "информационное убежище".

Не исключено, что и легальные игровые вселенные будут активнее "выходить в мир" в тех местах, которые еще не до конца захвачены "реальной" цивилизацией. По крайней мере, Новая Зеландия уже стойко ассоциируется с хоббитами.



ШАГ 4: ЗОНА РОБИНЗОНА


При всей привлекательности островов для цифровой культуры будущего у них есть и ряд недостатков, главным из которых является связь. Внезапная потеря спутника или перегрызание кабеля акулами (бывает и такое) отключает от мира весь остров - а с ним и всю "виртуальную страну", которая там хостится. Когда-то в островном государстве Науру с населением 12 тысяч человек и площадью около 25 квадратных километра был чуть ли не самый высокий в мире доход на душу населения. Сначала это обеспечивалось богатыми залежами фосфатов. Когда они были израсходованы, Науру все еще процветало благодаря зарегистрированным там оффшорным банкам, количество которых превышало полторы сотни. Но в январе этого года телефонная система острова вышла из строя, и на несколько месяцев Науру вообще потеряло связь с внешним миром. Возможно, это была лишь еще одна маленькая победоносная война США - изоляция острова сопровождалась сменой президента Науру, а уже в марте парламент Науру принял закон, запрещающий функционирование оффшорных банков.

Однако в островной изоляции можно найти и положительную сторону. При современных темпах развития связи лет через десять на Земле вообще не останется ни одного уголка, куда не дотянулись бы щупальца телекомов. А значит, в цене будет изолированные места. Такие, как австралийский остров Норфолк, жители которого в этом году отказались от мобильных телефонов. Как многие другие проблемы острова, вопрос открытия сервиса мобильной связи был решен на референдуме: 607 человек проголосовали "против", 356 - "за", 161 - воздержались. Кроме мобильников, на острове нет и многих других болезней западной цивилизации: проституции, азартных игр, автомобильных пробок, подоходного налога и даже сетей фаст-фуда. Не исключено, что число таких островов будет только расти, а кое-где полная изоляция от цивилизации даже станет недешевой услугой. И может быть, как раз в борьбе высокотехнологических и анти-технологических островов наконец родится что-то похожее на рай: место, где технологии будут гармонично сочетаться с первозданной природой, а не разрушать ее.


Леха Андреев для журнала "Парадокс"

Понравилось? Пиши отзыв!
www.fuga.ru
05.2003