КНИГИ БЕЗ БУМАГИ
Оптимисты верят, что бум электронных книг начнется в 2005 году с выходом на рынок технологии "электронной бумаги". Пессимисты же полагают, что бумажная индустрия будет тормозить распространение этой технологии, поскольку "электронная бумага" грозит привести к краху классического книгоиздания.
БУМЗАМЕНИТЕЛИНа сегодняшний день бумажная печать обходит электронную по целому ряду параметров. В первую очередь это высокое разрешение - более 1000 dpi (современные дисплеи редко дают более 200 точек на дюйм). Кроме того, на бумаге контраст изображения сохраняется при достаточно широком угле обзора. Далее идут гибкость, легкость, дешевизна и отсутствие необходимости питания.
Но у бумаги нет того, что есть у электронных средств отображения: возможности быстрого "перепечатывания" текстов на том же носителе, а также быстрого редактирования, гипертекстовой навигации, пересылки по Интернету и хранения больших объемов информации в довольно маленьких чипах. Поэтому нынешняя цель производителей дисплеев - сохранить достоинства электронного представления и при этом догнать "бумажные" преимущества.
По многим параметрам успех уже достигнут. Многие карманные компьютеры, например последние модели Estari и Samsung SDI, даже по форме уже напоминают книги. В течение 2-3 лет на смену жидкокристаллическим дисплеям придут гибкие дисплеи на органических светодиодах ( FOLED), которые не требуют подсветки, имеют более широкий угол обзора, более экономичны, тоньше и дешевле. Впрочем, и ЖК-дисплеи не спешат сдаваться: компания Toshiba уже готова к выпуску гибких ЖК-дисплеев толщиной менее 0.4 мм.
Еще более светлое будущее прочат "электронной бумаге". Основу гибкого дисплея в данном случае составляют пластиковые микробусины. В бумаге SmartPaper от компании Gyricon Media половинка каждой бусины окрашена в черный цвет, а другая половинка - в белый. Разница цветов соответствует разнице заряда "полюсов" бусины. Прикладывая к поверхности дисплея электромагнитное поле, можно заставить бусины поворачиваться, то есть менять окраску той или иной зоны.
В случае электронной бумаги E Ink каждая бусина является прозрачной капсулой, в которой находятся чернила и положительно заряженные гранулы диоксида титана. Если электрод над капсулой заряжен отрицательно, гранулы всплывают и образуют "белую точку"; в противном случае сверху оказываются чернила. На сегодняшний день E Ink уже производит самые тонкие дисплеи (0.3 мм) с разрешением до 100 ppi. В прошлом году компания представила цветную электронную бумагу, а к 2005 году собирается выпустить "радиобумагу", обновляющую свои тексты по беспроводной сети.
БУМАЖНЫЙ ЗАГОВОРНа Западе электронные книги уже вытеснили бумажные в некоторых областях специальной литературы - например, научной и юридической. В США существуют целые вузы, где преподавание ведется по электронным учебникам - а в этом году такие учебники появятся в некоторых российских школах.
Тем не менее, всеобщего бума так и не произошло. При подведении итогов прошлого года "электронные книги" оказались в списке "разочарований": даже такие крупные издательства, как Time Warner и Random House, закрыли свои отделения по продаже электронных книг, посчитав их открытие "несвоевременным".
Причиной неудач можно считать вышеизложенные недостатки дисплеев. Однако любителей конспирологических теорий вряд ли устроит такое объяснение. Мы ведь знаем, что дешевые летающие электромобили давно существуют - просто нефтяные магнаты прячут их от нас, чтобы продолжать взвинчивать цены на бензин.
В отношении электронных книг тоже легко построить "теорию заговора". Простой факт: проект электронной бумаги SmartPaper появился в исследовательской лаборатории Xerox PARC почти 30 лет назад. Однако там его "положили на полку". Автору идеи Николасу Шеридону понадобилось более 20 лет, чтобы довести идею до реального продукта, предварительно основав отдельную фирму Gyricon Media.
Даже если книгоиздательская индустрия до сих пор не тормозила электронную бумагу, она будет это делать в ближайшие годы. Хорошим стимулом для этого является пример бесплатного распространения цифровой музыки и те огромные средства, которые музыкальная индустрия тратит на борьбу с сетевыми системами обмена типа Napster или Gnutella.
Наученные горьким опытом, книгоиздатели еще до начала электронно-книжного бума успели предпринять кое-какие меры. В прошлом году в продаже появилась "одноразовые книги". Электронный роман Агаты Кристи "И после не осталось никого" издательства RosettaBooks доступен для чтения только в течение 10 часов. Аналогичные технологии уже применяются при издании некоторых электронных учебников: они "стираются" в конце года. Главное здесь - не столько технология "цифровой смерти", сколько внушение массам идеи "одноразовости" продуктов, которые на самом деле могли бы неограниченно копироваться.
Продавцы электронных книг стоят и за арестом в прошлом году в США российского программиста Дмитрия Склярова. В основе обвинения - закон Digital Millennium Copyright Act, запрещающий распространение средств обхода защиты электронных продуктов. Тот факт, что эта защита даже не позволяет перенести книгу на другой компьютер того же владельца, вовсе не смущает обвинителей. А это значит, что гайки электронных книг будут крепко закручены еще до того, как они дошли до масс.
БЕЗБУМАЖНЫЙ БИЗНЕСОбсуждая неудачи электронного книгоиздания, эксперты приводят и такую причину, как отсутствие более гибких отношений между писателями и читателями на основе Интернета. Непонимание особой природы электронной среды приводит к тому, что в Сеть переносятся старые модели "розничной торговли", которые здесь не всегда работают.
Одна из альтернатив - электронные библиотеки. Кстати, сегодня в США библиотекари являются чуть ли не единственной силой, которая на уровне Конгресса борется против закручивания гаек копирайта. Оно и понятно: как альтернативный посредник между автором и читателем, библиотека может развивать более гибкие отношения. Так, библиотека Ebrary (shop.ebrary.com) позволяет бесплатно читать книги на сайте - платить нужно только тем, кто хочет скопировать или распечатать книгу. Некоторые издатели, такие как RosettaBooks, уже переходят на библиотечную модель, продавая подписчикам доступ к целым "книжным полкам", а не отдельные книги. Но классические книгоиздатели не любят такие модели: в 2000 году издательство Simon & Schuster отказалось продавать книгу Стивена Кинга "Верхом на пуле" через интернет-магазин Fatbrain.com только из-за того, что этот сайт позволяет скачивать купленную книгу дважды.
Еще более радикальная модель состоит в том, что автор вообще отказывается от посредников и общается с читателем напрямую через Сеть. Такой опыт проводил Стивен Кинг, публиковавший в 2000 году на своем сайте роман "The Plant" ("Росток") и призывавший читателей платить по доллару за каждую скачанную главу. По мнению самого писателя, эксперимент окончился неудачно: после публикации 5-й главы только половина читателей продолжали платить. Тем не менее, Кинг заработал на этом около полумиллиона чистой прибыли. Заметьте, что о качестве книги речь пока не шла: возможно, после 4-й главы она и в правду стала скучной. Некоторые авторы регулярно дурят читателей, выносится все самое горячее в начало.
Так может, не читатели должны платить авторам, а наоборот? Это не шутка! Издательский дом Penguin Putnam уже ввел подобный сервис: за отдельную плату редакторы издательства рассказывают писателям, насколько плохи их рукописи.
Обдумывая эти крайности, я изобрел еще одну систему расчетов, которую назвал "Шнапстер". Идея в том, что принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям" должен работать симметрично и для читателей, и для писателей. Пусть писатель бесплатно публикует в Сети первую половину своего произведения, а продолжение публикует только тогда, когда на его счете появится задуманная им сумма. Каждый читатель может перевести в эту "пущенную по кругу шапку" столько, сколько считает нужным.
Интернет уже знает примеры такого "финансирования вскладчину": владельцам некоторых ресурсов удавалось собирать миллионы на поддержку любимых сайтов. Если подобные модели станут применяться для электронных книг, то возможно, долгие споры о "настоящей литературе" и такие понятия, как "национальный бестселлер", вообще исчезнут. Вместо того, чтобы ругать издателей, которые публикуют "одно только мыло" или "одну только заумь", активные читатели XXI века будут самостоятельно находить себе в Сети авторов по вкусу. И тогда книги наконец перестанут делится на хорошие и плохие, обязательные и запрещенные. У каждого просто будут свои любимые.
Леха Андреев для журнала "Парадокс"
Понравилось? Пиши отзыв!
www.fuga.ru
10.2002