ТАНЦЫ С ГОЛОДРАНЦАМИ




Искусство стереоизображений было известно еще древним китайцам. Однако до сих пор для представления информации люди предпочитали визуальные образы, характерные для японского искусства гравюры и его наследника-комикса: плоские контурные картинки. Но в этом веке фантомы выйдут за рамки плоских экранов. И уже сейчас ясно, что жизнь с ними будет не такой, как предполагали многие фантасты.



ФАНТОМ С ПЕРЕЗАГРУЗКОЙ

Прежде чем говорить о социальных последствиях развития "фантоматики", кратко обрисуем перспективы самих технологий. На сегодняшний день трудоемкий процесс создания голограмм значительно упростился благодаря цифровым технологиям. Правда, пока "оцифрована" только половина процесса: изображение снимается не с реальных объектов, а с картинок на прозрачном ЖК-дисплее. Это позволяет быстро создавать качественные голограммы любого размера; кроме того, можно создавать голограммы несуществующих объектов. Следующим шагом должно стать создание "перегружаемых" голодисплеев, на которые записывается изображение: пока что для этого используются одноразовые пленки, не позволяющие многократную перезапись. Первые голодисплеи мы, вероятно, увидим уже в ближайшие пять лет.

Более дешевые способы производства цифровых фантомов дает не волновая оптика, а геометрическая, обыгрывающая эффект "стереопары". Компьютер по очереди показывает на экране кадры для левого и правого глаза, а специальные очки "закрывают" то один глаз, то другой. Более удобные автостереоскопические дисплеи вообще не требуют очков: изображение разбивается на "столбцы", а надетый поверх дисплея фильтр за счет разницы "угла обстрела" дает каждому глазу свою картинку. Если роль фильтра играет точечный паттерн на дополнительном ЖК-дисплее - такой фильтр можно легко перепрограммировать, то есть сохранять стереоэффект, даже если пользователь сместился в сторону от экрана. Наконец, стоит упомянуть и совсем уж навороченный стереодисплей Perspecta от Actuality Systems: в нем трехмерные картинки, которые можно разглядывать со всех сторон без очков, создаются с помощью лазера, который проецирует изображение с частотой 5.000 кадров/сек на экран, вращающийся внутри стеклянной сферы со скоростью 730 об/мин.



СКРЫТЫЕ РЕАЛЬНОСТИ

В произведениях фантастов 70-х, вроде Филипа Дика, фантомные изображения чаще всего использовались для сокрытия неприглядной "настоящей реальности". С развитием дешевых голодисплеев (например, в виде обоев) такие идеи действительно могут быть воплощены в жизнь: вместо реставрации зданий можно будет использовать сменные голографические фасады, а дизайнеры интерьеров смогут продавать голографические венские стулья тем, кто хочет жить в роскоши, но задешево. Однако уже сейчас развитие фантоматики гораздо активнее идет в противоположном направлении - "обычная реальность" как раз выступает в виде основной, а фантомы представляют способ создания "дополнительных реальностей", которые удобно "упакованы" до поры до времени. Один из свежих примеров - демонстрация компанией Ford прототипов новых машин Thunderbird и P2000 с помощью голограмм от Zebra Imaging. Вместо того, чтобы возить по выставкам реальный экспонат, достаточно повесить на стену качественную голограмму. По прогнозам аналитиков Business Communications, такие технологии "упакованных реальностей" в ближайшие годы создадут рынок в миллиард долларов.

Еще большую популярность обещают завоевать системы "смешанной реальности", которые уже используются в коммунальных и правоохранительных службах западных стран. Стереоочки таких систем "дорисовывают" к видимой реальности дополнительные элементы - но уже не в качестве отстраненных экспонатов, а с учетом актуального расположения различных невидимых структур (анатомические особенности пациентов, места прокладки кабелей, траектории передвижения преступников, места расположения вражеских снайперов и т.д.) Результатом распространения подобных систем станет углубление "цифрового неравенства", которое будет уже невозможно различить невооруженным глазом. Классовая принадлежность человека в таком обществе будет определяться не тем, что видят в нем окружающие, а тем, что он видит в окружающем.



МЕНЬШЕ СЛОВ, БОЛЬШЕ ТЕЛА

Недавно городской совет Глазго заказал себе виртуального персонажа, которого законодатели надеются сделать своим "специалистом по связям с общественностью". "Компфетка" по имени Лорен будет читать публике различную информацию на нескольких языках, а также на языке жестов для глухонемых. Речь пока не идет о голографии, однако этот пример подсказывает еще одну полезную черту фантомов: возможность объемной коммуникации. Не секрет, что развитие компьютерных интерфейсов давно уже идет по пути сокращения "буквенного" языка. Вместо командных строк в операционных системах используются иконки, и даже классическая электронная почта понемногу вытесняется новыми видами связи, в которых активно используются либо графические элементы (например, популярные у японцев "эмоцзи"), либо "говорящие головы", способные передавать гримасы и жесты. Более того, разработка визуальных интерфейсов идет быстрее, чем разработка систем голосового ввода - не говоря уже о том, что далеко не всегда удобно вслух кричать на улице.

В то же время работа с визуальными интерфейсами пока упирается в плоскость - и выйти оттуда помогут именно системы трехмерной визуализации. Кстати, они вовсе не обязательно должны ограничиваться языком гримас или жестов: в руки пользователю можно дать и фантомный руль, и фантомный скальпель. Или даже целую систему рисования трехмерных картин собственным телом, созданную в университете Гонконга: она позволяет буквально "зачерпывать" краски в углах комнаты, а потом рисовать ими в воздухе. А в рамках проекта Ava под руководством Кэтлин Руиз можно даже танцевать с фантомными партнерами, находящимися на другом конце света!



НАРОД ПРОТИВ МЕРИЛИН МОНРО

Изобретатель термина "фантоматика" Станислав Лем в книге "Сумма технологий" почти полвека назад сформулировал ряд проблем, которые несет развитие таких систем. Нельзя сказать, что эти проблемы уже устарели - однако нынешние реалии все-таки подкорректировали мрачные прогнозы. Это связано с тем, что Лем рассматривал фантоматику с точки зрения человека, живущего в авторитарном мире, где и технологии, и вся культура контролируются небольшими группами людей, а всему остальному народу остается лишь пассивное потребление. В таком мире любой, кто без спроса "воскресит" Мэрилин Монро в виде послушного фантома, действительно нарушает этические установки.

Однако в реальности битва за несанкционированное копирование чужих цифровых произведений началась задолго до того, как такими произведениями стали считаться фантомы. Причем ряды сторонников свободного копирования растут с каждым днем - достаточно вспомнить, как долго шло разбирательство вокруг сетевого обменника музыки Napster. Конечно, многие исполнители, выступающие "под фанеру", не откажутся вступать и "под голяк", посылая на концерты голографических дублеров. А значит, аналогичные дебаты могут возникнуть и в связи с фантомами. Но время еще есть, и можно предположить, что новый вид собственности, не требующей никаких усилий при копировании, уже в ближайшие годы породит новую этику. Ведь уже сейчас в клубах вполне легально выступают диджеи, составляющие "музыкальные коктейли" из чужих записей.

Еще одно решение подсказывает современное кино, в котором нечеловеческие персонажи становятся даже популярнее актеров-людей. Ну кому нужна Мерилин Монро после того, как появился Шрэк! Скорее всего и развлекательная фантоматика пойдет по этому пути: ведь для создания человекообразных персонажей проще всего использовать именно людей, а затраты на создание фантомов будут гораздо более оправданы в случае создания фантастических персонажей. Именно такой подход реализовали в этом году в Национальном театре Японии: постановка "Аки но каппа" в старинном жанре "кабуки" включает одного голографического героя - водяного духа Каппа, которого до сих пор никак не визуализировали именно потому, что человеку его не сыграть.



ПРИЗРАКИ КАК НОРМА ЖИЗНИ

Пока наше общение с фантомами по большей части происходит через вполне конкретные устройства, дающие понять, где проходит граница реального и виртуального. Это и обычные клавиатуры, и киберсферы Cybersphere и Virtual Sphere, где пользователь бегает как белка в колесе, и более продвинутые "хаптики" типа сенсорной перчатки от компании Novint, которая преобразует данные ультразвукового 3D-сканнера в тактильные ощущения и позволяет "потрогать" фантом. Однако вовсю развиваются и системы, не требующие никаких дополнительных устройств на стороне пользователя: отслеживать движения позволяют камеры и разнообразные сенсоры. Кроме того, уже существующие технологии позволяют создавать как картинки, так и звуки, воспринимаемые только одним конкретным человеком. В связи с этим встает главный вопрос, который всегда волновал футурологов: как отличать фантомную реальность от настоящей? Особенно с учетом того, что кое-где специально разрабатывают системы "цифровых глюков". Например, психиатры из университета Квинсленда собираются использовать голографическую комнату для лечения шизофреников: сначала им будут показывать искусственные галлюцинации, а потом демонстрировать, что это - лишь фантомы, которых можно "выключить". С той же технологией, но не в тех руках можно добиться и обратного эффекта, доводя людей до сумасшествия - например, при посвящении в секту.

Остается надеяться, что именно массовость таких технологий не позволит злоупотреблять ими. А точнее - приведет к такому восприятию мира, при котором сам вопрос различения реальностей будет не особенно актуален. В фантастическом романе Мэри Шелли "2048" такое отношение к жизни выражается в том, что люди будущего вполне спокойно общаются с призраками своих предков: каждого человека хоронят вместе с персональной программой искусственного интеллекта, помогавшей человеку при жизни - и соответственно собравшей все его привычки; после похорон этот электронный помощник имитирует умершего в виде говорящей голограммы. На момент писания романа это было шуткой - но сегодня примитивные варианты таких систем уже продаются. И главное, что для их использования у нас есть большой опыт: в конце концов, несколько веков назад люди на полном серьезе общались с богами и призраками.

Ну а если кому претит возврат у архаичному сознанию, имейте в виду: одна из самых современных научных теорий, теория холономного мира, вообще утверждает, что все мы - голограммы.


Леха Андреев для журнала "Парадокс"

Понравилось? Пиши отзыв!
www.fuga.ru
09.2002