БУДУЩЕЕ СМИ И РЕКЛАМЫ




По поводу СМИ:

Самый интересный тренд, по-моему - развитие "самоорганизующихся народных СМИ". Это к тому же привлекательная бизнес-модель, которую проработал еще Том Сойер во время покраски забора. Идея в том, что ты продаешь людям не специально сделанный контент, а массовые технологии связи для того, чтоб они самостоятельно этот контент себе создавали - да еще и приплачивали тебе за эту возможность. Из широко известных ныне примеров это конечно блоги, в частности "Живой Журнал". У нас это пока доступно лишь небольшой группе обслуживающего персонала, которая называется "скучающие офисные работники". Но на Западе уже есть более эффектные примеры, когда такие "народные СМИ" объединяют более творческие слои населения. Скажем, 90% британских подростков общаются по SMS даже в том случае, если находятся в одном помещении. А в Японии полиция уже пользуется услугами простых граждан, которые становятся свидетелями преступлений и тут же на месте ведут качественную видеосьемку (благо у многих есть с собой камеры с мобильным доступом).

С развитием таких СМИ на передний план выйдут три интересных явления:

1) Технологии изоляции. Уже в этом году в США, Германии, Малайзии и других странах людей начали кучами штрафовать или даже сажать за установку web-камер в туалетах, в раздевалках, чужих спальнях и т.п. В Штатах даже закон приняли, запрещающий такие вещи. Но понятно, что законом не всех остановишь. Так что люди будут учиться изолироваться - то ли с помощью нового хайтека (глушилки всякие), то ли с помощью возрождения древних технологий (в Питере - вуали, в Москве - паранджи :).

2) Распад на изолированные "аудитории" с очень разным уровнем информационной поддержки: у каждой социальной сети будет "свое СМИ". Пост-киберпанки вроде Стерлинга и Стивенсона любят описывать, например, банды технокочевников с очень продвинутой мобильной связью (вроде имплатированных приемников-передатчиков). Но очевидно, что в пику им будут существовать и технофобные группы (например, люди, принципиально подсевшие на неоархаичные бумажные журналы или вообще на устные рассказы "учителя"). Кроме того, будут развиваться "опосредованные СМИ", которые вроде бы считаются не СМИ, а развлекухой, однако они будут неплохо доносить нужные мемы до масс (голливудское кино уже давно является таким СМИ).

3) В этих условиях государству тоже придется предпринять кое-какие меры. СМИ 20 века все-таки были в основном машинами государственной пропаганды для поддержки единого "общественного мнения". С развитием "народных СМИ" их позиции сильно пошатнутся. Следовательно, властям надо будет либо тратить больше денег на государственные СМИ (вроде повсеместной установки больших телеэкранов), либо заниматься внедрением "замполитов" в народные СМИ (о чем я писал в статье "ЖЖ для Патриарха").

Ко всему этому остается добавить, что Россия как страна "третьего мира" едва ли скоро начнет развивать что-то оригинальное в этих сферах. Ближайшие лет десять мы по-прежнему будем свалкой для западных технологий СМИ, которые там либо уже обанкротили и запретили, либо это экспериментальные игрушки, которые надо протестировать "не на своих". В частности, будет много агрессивной рекламы, за которую в приличных странах посадили бы сразу и надолго.



По поводу рекламы:

На первый взгляд кажется, что реклама будущего - это очень точный персональный таргетинг. Скажем, кто-то отслеживает с помощью Сети наши привычки и потом целенаправленно "отстреливает" клиентов: тому, кто занимается спортом, предлагают шайбы с клюшками, ну и так далее. Это требует довольно интеллектуальной автоматизированой обработки собранных данных. Наиболее идеальным условием было бы наличие у каждого человека некого персонального искина-органайзера, который бы всю жизнь собирал только его привычки - и являлся бы, таким образом, идеальной "потребительской моделью" своего хозяина, как описано в романе "2048". Прототипы таких систем уже есть - начиная от игрушки Seaman (они там собирались выпустить новую модель, которая не просто живет в компе хозяина, но и выполняет функции секретаря) и кончая проектами MS Passport и Magic Carpet (своего рода "универсальные хранилища паролей"). Кевин Уорвик еще в позапрошлом году описывал эксперименты у них там в Британии с аналогичной интеллектуальной системой на основе сети супермаркетов - они не только вычисляли привычки, но и предсказывали будущие потребности своих клиентов на месяц вперед. В принципе, даже современные мобилы уже можно использовать для такой маркетинговой слежки. Так что если Echelon, Carnivore и СОРМ-3 действительно существуют, то они именно этим и занимаются :)

В идеале реклама, которая так работает, вообще не должна ощущаться как реклама - особенно если развита не только технология слежки, но и технология "ненавязчивого предложения". Но это все слишком красиво, чтобы быть правдой. На самом деле, количество тупой, примитивной и агрессивной рекламы в будущем едва ли уменьшится. Такая вещь, как надпись на стене большими буквами, работала тысячи лет - дешевая массовая технология. Будет и дальше работать - разве что эти надписи будут прямо в квартиры забираться, как спам. Так что в будущем вместе с усилиением "цифрового неравенства" нас ждет и усиление "рекламного неравенства". Кого-то будут обрабатывать персонально и культурно, так что он только спасибо скажет. А кому-то будут вместе с остальным стадом впаривать "Клинское" и прочие государственные наркотики.

Если говорить конкретно о России, то наших людей будут еще долго парить именно по второму варианту - без особой персонализации, зато агрессивно. Вон последние новости: будет теперь у нас реклама даже в школьных учебниках. Что дальше на этом пути, описано у Хаксли в "Смелом новом мире" - гипнопедия в детском саду. В общем, если американцы говорят "save the Earth, kill the lawyer", то в русской версии этой поговорки вместо "lawyer" будет стоять "рекламщик". Или "пиа*рщик", поскольку в России это слово означает "замасированный грязный рекламщик".


Леха Андреев для Runet.ru

Понравилось? Пиши отзыв!
www.fuga.ru
07.2002