ОБРАТНАЯ СТОРОНА РОСКОНА



О том, что современная российская научная фантастика - это прогнившая скорлупа, под которой прячутся старые маразматики и попсовики-педофилы, мы уже рассказывали. Алексей Шведов из сетевого журнала "Паттерн" совершил героический трип в адскую кухню "Конвента российских фантастов" и выявил еще несколько признаков, по которым можно отличить современного российского фантаста.

Для тех, кто хочет ознакомиться с официальной точкой зрения на РОСКОН-2001, рекомендую заглянуть на "Русскую фантастику" по этой ссылке. Здесь лежит сухой отчет Константина Гришина на эту тему в сопровождении нескольких восторженных отзывов. Но поскольку реальность - штука до удивления субъективная, я предлагаю взглянуть на историю конвента с другой стороны.

Начну с того, что мероприятие это изначально предполагало большую пьянку. Помнится, около месяца назад Георгий Петров с недоумением спрашивал меня, неужели и в самом деле на подобных конвентах люди собираются только для того, чтобы вливать в себя гигантские дозы алкоголя? Я сказал ему, что все именно так и обстоит (хотя и надеялся на лучшее), но он до последнего момента отказывался верить в подобное. Реальность, увы, доказала мою правоту.

Некоторые личности были катастрофически пьяны уже на автовокзале или пили в автобусах, потому что когда все добрались до места, выяснилось, что отдельные индивидуумы еле передвигаются, громко орут "Где водка?!", шумят, толкаются и так далее. Мы наблюдали за происходящим крайне настороженно (ни я, ни Георгий, ни Джулиан М. Прибой алкоголь не употребляем).

Расселение по номерам происходило достаточно долго, но в принципе это не являлось особой проблемой и недоработкой со стороны администрации. Все это нормально, понятно и объяснимо. Однако проблемы начались в тот момент, когда наш с Георгием номер оказался занят каким-то другим человеком. После некоторых задержек нам был выдан ключ от другого номера, но оказалось, что данный ключ к нужной комнате не подходит. Наши перемещения из номера в номер продолжались около часа (в то время как всех остальных уже расселили), и в конце концов нас поселили почти рядом с Джулиан! Все бы хорошо, но... в нашем номере все три дня было холодно и отсутствовала горячая вода - в отличие от всех других комнат... Спали мы в одежде, а душ я вынужден был принять в ванной Джулиан. Администрация разрешить возникшую проблему не смогла.

К тому времени начался обед. Ах да, я забыл упомянуть, что пансионат, где нас расселили и где и должен был протекать Роскон, на самом деле являлся какой-то военно-туристической базой. По территории постоянно шныряли солдаты и туристы, а в столовой кормили соответственно, то есть пища была блеклой, холодной (или слегка теплой) и невкусной. Именно такой пищей обычно и кормят несчастных солдат - лишь бы они получили калории.

После обеда состоялась презентация конвента. Вступительную речь толкал Дмитрий Володихин. Выступивший позже Эдуард Геворкян честно предупредил собравшихся в зале "новичков" о том, чтобы не относились сильно строго к повальному алкоголизму - известный писатель правильно понимал ситуацию и осознавал, что на тех, кто ни разу не был ни на каких конвентах, увиденное может подействовать шокирующе. К слову, сам Геворкян на протяжении всего конвента вел себя как приличный нормальный человек, что меня весьма порадовало. По-моему, именно в этот день Георгий сказал мне, что не уверен, будет ли он еще когда-нибудь читать российскую фантастику, ибо очень уж неблагоприятное впечатление производили некоторые известные писатели, находящиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Оставшиеся два часа до ужина были проведены криво, то есть каждый был предоставлен сам себе. Все в основном пили. В это время приехал супруг Джулиан, тоже непьющий, поэтому в дальнейшем мы скучали уже вчетвером. После ужина состоялся обещанный "показ молодого фантастического кино", на который мы пошли с большим воодушевлением. Нам с Георгием ВГИКовские фильмы очень понравились (один из них был по Пелевину, еще один - вольной экранизацией "Слюней дьявола" Кортасара и "Солнечного пса" Кинга), благоприятное впечатление произвел и Андрей Щербак-Жуков, ответственный за демонстрацию фильмов. Во время просмотра один нетрезвый человек лежал на полу и громко храпел, но это в общем-то не слишком мешало смотреть телевизор.

В этот день я был настолько ошарашен увиденным, что ходил как сомнамбула и бормотал: "Не понимаю, как ОНИ умудряются что-то писать?!" А потом мы спали...

На следующий день началось голосование. Каждый должен был выбрать из номинационных списков лучшие - на его взгляд - художественные или критико-публицистические вещи. Честно признаюсь, сделать это было очень трудно, так как голосовать было практически не за кого. Непонятно вообще, кто и чем руководствуясь составлял эти списки, так как наряду с фантастическими боевиками и фэнтези там каким-то образом присутствовало к примеру много мэйнстримовских рассказов Крусанова. Кое-как проголосовав, мы пошли на официальное открытие Роскона. Доклад читал А. Синицын. Выступивший следом Андрей Валентинов толкнул речь "о возможности создания организации писателей-фантастов", что навело нас на мысли о тоталитарных сектах. Сергей Лукьяненко, которому предложили высказаться по теме, тоже был "на нашей стороне" и сказал, что никаких подобных "организаций" создавать ни в коем случае не нужно.

В этот же день начали проводиться семинары на разные темы. Было очень неудобно то, что некоторые интересные из этих семинаров совпадали по времени и приходилось жертвовать одним ради другого. Мы с Георгием отправились на киносеминар (который вел все тот же Щербак-Жуков при поддержки Д. Байкалова), а Джулиан с Сергеем пошли зачем-то на семинар по ролевым играм. Чуть позже вручали призы "Алиса" (доставшийся А. Саломатову за вклад в детскую фантастику) и "Золотой Шлем" (доставшийся В. Головачеву за какие-то особые заслуги), а так же объявили список тех, кто вошел в номинации второго тура.

Вечером в баре была устроена глобальная пьянка, на которую мы не пошли. Достаточно было заглянуть в зал и коснуться взглядами столиков, чтобы понять, что ничего особо интересного (для непьющих людей) там не будет. Поэтому мы вчетвером пошли к нам в номер (так мы обычно коротали время, пока все где-нибудь тусовались и пили), стараясь использовать имеющееся время с максимальной пользой. По нашим сведениям, многие из посетителей бара наутро проснулись с частичной амнезией.

Наступила суббота. Утром приехал Сергей Соболев из зина "Семечки" и нам стало чуть повеселее. Ввиду того, что Сергей волей-неволей почти постоянно был вместе с нашей четверкой, он тоже не пил и взирал на царящий вокруг хаос трезвым взглядом литературного критика. Позже началось голосование второго тура. Я из принципа проголосовал за "На чужом пиру" Рыбакова и за его же статью - пожалуй, из личной симпатии к Вячеславу, который бродил весь какой-то грустный и немного потерянный. Больше голосовать лично мне было не за кого. Потом начались семинары. Их было два: по фантастоведению и для переводчиков. Параллельно с этим шла встреча представителей ведущих издательств с молодыми авторами, на которую мы и отправились, так как были движимы желанием найти спонсора для издания некоммерческой серии. На встрече присутствовали редакторы по фантастике из издательств АСТ, Центрполиграф и ЭКСМО, а так же представители журнала ЕСЛИ. Нами было задано несколько вопросов, после чего стало ясно, что в издании более-менее качественной нереалистической прозы никакие издательства не заинтересованы. Вообще, мой вопрос "А не собираетесь ли вы начать печатать менее легковесную фантастику?" прозвучал довольно неожиданно, и у меня создалось такое впечатление, что представители ЭКСМО и Центрполиграфа даже не поняли, о чем речь, то есть по их представлениям они печатают вполне достойную прозу. Науменко же из АСТ сразу понял, о чем я, но вынужден был признать, что печатать нормальную фантастику сейчас просто-напросто невыгодно. Например, издавать того же Покровского они более не хотят, так как его предыдущая книга "Планета отложенной смерти" оказалась полностью провальной, поскольку читатели нуждаются преимущественно в легком развлекательном чтиве. И тем не менее именно в издательстве АСТ выходит сейчас больше всего приличных НФ-книг...

После обеда же одновременно шло сразу ТРИ семинара: по фэнтези, НФ и фантастике в интернете. Если бы я не был против насилия, я бы предложил убить всех тех, кто подобным образом все организовал. Ведь можно было поставить семинары по цепочке, друг за другом, все равно ведь в целом оставалось очень много свободного времени, которое все вынуждены были заполнять как попало. У меня возникла такая картинка: террористическая группа взрывает весь пансионат, уничтожая ведущих российских фантастов и их приспешников. Интересно, что бы тогда издавалось? Впрочем, думаю, замена нашлась бы быстро... Итак, сперва мы с Георгием и Сергеем Соболевым отправились на семинар по интернету, который вел Д. Вайтолин, а Джулиан с мужем - на НФ-семинар (вел Геворкян). Потом я и Георгий встретили в фойе Ллео Каганова и позвонили Хихусу (с которым встречались за день до роскона), дабы заманить его на Роскон (может, стало бы повеселее). Но он так и не приехал...

Вечером вручали разные призы. Их получили как всегда те же самые авторы, что и получали раньше. Чего и следовало ожидать. Рыбакову подарили какой-то меч.

А после вручения "конфеток" в столовой разыгрался банкет. Это было очень тупо. Чрезвычайно. Все нажрались минут за десять, а минут через двадцать мы оттуда слиняли. Гость "Роскона" Анджей Сапковский все три дня был пьян и его водили едва ли не под ручки и брали у него автографы. На банкете он тоже наличествовал (кстати, ему непонятно за что вручили приз "Большой Роскон"; вероятно, за то, что больше всех пил). Ходил слух, что его напоили еще в Польше и не прекращали накачивать и в России, чтобы он даже и не понял, что прибыл к нам в страну на это ужасное мероприятие. Не внушал особого доверия и Корженевский, еще более нетрезвый чем Сапковский. Подробности опущу. Добавлю лишь, что ТАКОГО количества алкоголя на столах я раньше НИКОГДА не видел.

А на следующий день все разъехались. Вот в общем-то и все. Ни я, ни Георгий, ни Джулиан больше не планируем посещать подобные мероприятия. Для пьющих людей они, несомненно, представляют огромный интерес, для непьющих же - увы, никакого... Нет, я не имею ничего против тех, кто употребляет алкоголь, но при этом нужно ЗНАТЬ МЕРУ. Понимаете, о чем я? Неудивительно, что фантастика считается второсортным жанром и что ее крайне редко рассматривают как Литературу. Слава Богу, в мэйнстриме не бывает таких дурацких детских утренников... пардон, гебефренических конвентов. О чем-то это говорит, не так ли?

Алексей ШВЕДОВ

От редакции: мы осознаем, что отношение нашего автора к гебефреническим утренникам очень субъективно и по сути вообще антикультурно. И конечно, его мрачный субъективизм не должен отрывать массы любителей российской фантастики от их любимого дела, т.е. употребления алкоголя в компании любимых писателей с последующим выяснением главного вопроса русской интеллигенции: кто кого уважает. Поэтому напоминаем, что с 4 по 7 мая в Питере состоится следующая попойка людей данного сорта - "Интерпресскон". Советуем заранее запастись блевательными пакетиками, антихраповыми таблетками, небъющимися очками, лишней парой сухого нижнего белья и другими важными для отечественного фантаста атрибутами творчества. Поскольку очередной конвент, как и предыдущий, состоится в пансионате Министерства Обороны (на этот раз - с истинно алкоголическим названием "Разлив"), рекомендуем также взять с собой военную форму. Так вы будете меньше выделяться в толпе, даже если начнете гулять на карачках и засыпать под столами. Но главное - помните: маленькие психиатрические больницы Министерства Обороны всегда к вашим услугам, господа фантасты!

www.fuga.ru
27.02.01